ЖИТЬ, КОНЕЧНО, ВРЕДНО

Смысл работы врача-педиатра объяснять никому не надо: он лечит детей. Про кардиолога тоже все понятно: лечит больное сердце. Что (или кого) лечит санитарный врач? Мы давно привыкли: про службу санэпиднадзора вспоминают во время вспышки гриппа или какой-нибудь очередной чумы-холеры. А чем занят каждый день санитарного врача? Какими профессиональными качествами он должен обладать? За ответами на эти вопросы я отправилась в город Елец Липецкой области. Главный врач городского Центра госсанэпиднадзора Олег Пятницкий недавно стал победителем Всероссийского конкурса на звание "Лучший врач года".

- Олег Витальевич, о врачах часто говорят, например, так: "Он родился хирургом, хирург от Бога". Можно "родиться" санитарным врачом?
- Вряд ли. Но, наверное, есть качества, без которых такой врач работать не сможет.
- Например?
- Может быть, терпение - ведь мы обычно не видим "быстрых" результатов своих усилий. А в некоторых ситуациях - и мужество. Нужно всегда быть готовым и к оскорблениям, и к угрозам, и к шантажу. Даже когда просто разбираемся с какой-то "стихийной" свалкой, могут и обматерить, и собаку спустить. Без милиции с рейдовыми проверками почти не выходим, тем более что наши сотрудники - сплошь женщины...
(К сведению: средняя зарплата санитарного врача в прошлом году составляла 1877 рублей. Оставим эту цифру без комментариев. - С.С.)
- А взятки предлагают?
- Было у меня такое. Но стоит один раз не унизиться - и... Ведь о том, берет человек взятки или не берет, знают все, кто к нему приходит. Думаю, везде так, а уж в маленьком городе - тем более. Надо просто один раз сказать: "Извините, друзья, ошиблись адресом".
- Вы можете согласиться с тем, что ваша работа - неблагодарная?
- Отчасти. Мы ведь работаем со здоровыми людьми - а они скупы на благодарности. Больной редко спорит с врачом и хотя бы иногда говорит ему спасибо. У нас же любое решение о переносе "грязного" производства - это митинги и протесты. Суть работы санитарной службы в том, что мы постоянно находимся в состоянии конфликта. Например, у нас долго процветала уличная торговля: масло, окорочка, сырочки - что угодно продавали, нарушая все нормы и правила. Были штрафы, постановления. Сюда, в мой кабинет, приходили целые делегации бизнесменов - например, торговцев рыбой. Пытались отстоять свое право торговать "свежим" товаром, не покупая холодильного оборудования. Не отстояли.
ИЗ ЖИЗНИ САНИТАРНОГО ВРАЧА
Обычный жилой дом. Мы с доктором Таисией Петровной заходим в продуктовый магазинчик на первом этаже - таких сейчас сотни в любом городе. В торговом зале чисто, товар разложен аккуратно. Две молоденькие продавщицы не спеша беседуют с единственным покупателем. Идем вдоль витрин, оглядываемся. Минут через десять доктор представляется.
Увы, неприятных вопросов у Таисии Петровны много: "Девушки, почему салат из морской капусты стоит в открытом контейнере на полу? Дайте, пожалуйста, накладные на него. Так, у него истек срок годности, почему не сняли с продажи? Почему коробка с красной рыбой стоит в подсобке? Это дорогой скоропортящийся товар, должен храниться при минусовой температуре. Почему грязные яйца лежат в вазочке рядом с сыром и творогом? Вы же знаете, что яйца надо продавать только расфасованными. Где сертификаты качества на творожные сырки? Вы мне показываете документы за ноябрь, а сейчас зима кончается... "
Проходим в служебный кабинет. Таисия Петровна начинает оформлять протоколы по результатам проверки. Спустя несколько минут появляется пышная модная дама - директор магазина. Она предельно возмущена - салат всего на минутку вынули из холодильника, а что он просрочен - ну там всего-то килограмма два, сейчас уничтожим; рыбу красную только-только разгрузили - не успели убрать из подсобки; грязные яйца в витрине - случайность, как раз собирались фасовать... И вообще: "Что вы тут все ходите, вы да менты?!"
Таисия Петровна молча делает свое дело, дама распаляется, кричит, требует телефоны начальников, грозит жалобами - и я вдруг физически, кожей ощущаю, КАК она ненавидит доктора. Телефоны начальства директор тут же получает, но звонить никому не спешит. Тон разговора резко меняется на примирительный, почти жалобный: "Ну ладно, хоть яйца не записывайте. И салат. Ну давайте мы его при вас уничтожим... "
Еще минут через десять протоколы подписаны, мы наконец уходим. Я смотрю на часы: весь визит занял не более полутора часов. А усталость - будто сутки отработала, хотя я всего лишь наблюдала за происходящим. Такая вот работа...
- Олег Витальевич, вспомним снова хирургию. Там победа, успех - это удачная операция. Что может стать победой для санитарного врача?
- Поводы для радости могут быть разными. Даже ликвидация очередной помойки - уже маленький успех. А бывают победы, ради которых работаешь долго...
ИЗ ЖИЗНИ САНИТАРНОГО ВРАЧА
Не секрет, что в России энергетики - монополисты, они диктуют населению условия. В декабре, когда грянули морозы, местная ТЭЦ уменьшила подачу тепла. В результате дети в школах сидели при температуре плюс шесть. Главный санитарный врач решил наказать ТЭЦ, доказал факт правонарушения. Вынесли постановление о штрафе в двадцать тысяч. Энергетики обжаловали решение в областном арбитражном суде. И судья посчитала, что ТЭЦ не имеет прямого отношения к эксплуатации помещений. Хотя, казалось бы, всем ясно: зимой работа любого учреждения без отопления невозможна. Конечно, борьба шла не вокруг самого штрафа. Просто зарвавшиеся монополисты впервые столкнулись с тем, что кто-то решил поставить их на место. Ведь никто ни разу не наказал их за то, что мерзнут дети или старики.
Да, суд не поддержал санитарного врача. Но Олег Витальевич уверен: сам прецедент такого разбирательства - уже победа. Процесс был показательным, о нем много писали. И теперь энергетики ищут компромиссы, стараются не доводить дело до нового суда.
- Все заботы вашей службы трудно даже просто перечислить: это и гигиена питания, и условия труда на предприятиях, и качество воздуха, воды и почвы, и уборка города, и все инфекционные заболевания. Можно ли среди этого вороха проблем выделить нечто, особенно важное и профессионально интересное для вас?
- Одним из главных направлений работы становится социально-гигиенический мониторинг. Раньше мы прежде всего занимались контролем и надзором. Было мало возможностей для осмысления. Поймите, обидно быть просто "мусорщиками" - мы ведь гигиенисты, мы должны работать на будущее, формировать тот самый здоровый образ жизни, о котором столько говорят.
- Как это выглядит практически?
- Информация, накопленная за многие годы (от состояния воздуха до заболеваемости детей и взрослых), легла в единый банк данных. Смысл в том, чтобы увязать все это. Понять, что вредит человеку, как уменьшить вред. Условно Елец можно разделить на северный и южный районы. Большая часть "грязных" предприятий - в южном. Мы исследовали там воду, снег, почву. Зафиксировали явное превышение норм загрязнения прежде всего - тяжелыми металлами. Сравнили эти данные с заболеваемостью по районам. В течение пяти лет определяли состояние иммунитета у детей в "чистом" и "грязном" районах. И доказали очевидное влияние "грязного" "фона" жизни на иммунитет и заболеваемость детишек.
- Но разве вред трубы, дымящей рядом с детским садом, не для всех очевиден?
- Это общие разговоры. Они никого не убедят принять серьезное решение, например, о переносе предприятия. Конкретных перемен можно добиться только с цифрами и фактами в руках. Кроме того, результатом этой работы стала четкая программа оздоровления детей, живущих в "зоне риска". Частично она уже внедряется. В ней совсем нет общих слов, а подробнейше прописаны десятки очень простых, но эффективных мер профилактики: массажи, отвары трав, кислородные коктейли, поливитамины, обтирания и ванночки и даже - "выработка устойчивости к сквознякам" с помощью элементарных вентиляторов...
- Олег Витальевич, у вас есть личная мечта, заветная цель - ну хотя бы на ближайший год?
- Их много. Необходимо улучшить условия работы самой службы. Мне нужно одно большое помещение - сейчас мы разбросаны по городу в четырех местах, трудно работать, сидя по подвалам. Ну и, конечно, та самая программа оздоровления детей. Как же трудно воплощается она в жизнь. Стараемся, например, правильно кормить ребятишек в школе. Но в реальности на школьный обед сегодня выделяется семь с половиной рублей. О каких витаминах можно говорить? И все же деньги - не главное. Труднее всего добиться понимания и сотрудничества - и врачей, и воспитателей, и учителей, и родителей.
ИЗ ЖИЗНИ САНИТАРНОГО ВРАЧА
Самый трудный день у главного врача - понедельник: идет прием нарушителей. Любого уровня - от продавца или воспитателя детского сада до директоров предприятий. Приходят с адвокатами и бурей эмоций: кто-то плачет, кто-то угрожает. Увы, нервные разговоры даром не проходят. Представьте, наука доказала: по нагрузкам на психику труд санитарных врачей тяжелее, чем работа хирургов. Для Олега Витальевича это обернулось инфарктом в прошлом году. Выкарабкался. С работы не ушел. А через полгода защитил диссертацию.