ПЕТЛЯ ТЕЛЕФОННОГО ШНУРА

До 10 марта москвичи могли выбрать один из трех новых тарифных планов, введенных 1 февраля. Тем, кто не успел определиться с тарифом до часа "икс", предлагается платить по максимуму. Наш корреспондент на Петровском телефонном узле попытался выяснить, как реагируют граждане на очередную новацию.

Абонентский зал расположен на втором этаже здания, но крики негодующих граждан слышны еще на улице. В дверях сталкиваюсь с пожилой женщиной. У пенсионерки Полины Андреевны на глазах слезы, руки нервно дрожат:
- Это же грабеж! Те, кто такие тарифы придумал, о нас не думают. Вот мне пришел счет на 380 рублей - вдвое дороже, чем раньше. Целый мешок картошки на эти деньги могла бы купить.
В абонентском зале толкучка, очереди - как в Мавзолей в советское время. Пенсионеры, пытаясь скостить доставшийся им "по умолчанию" безлимитный тариф, отчаянно штурмуют окошки. Одинокий охранник беспомощно разводит руками - такую толпу не сдержит и наряд ОМОНа.
- А мне не денег жалко, тут дело принципа, - объясняет Валентина Васильевна, пенсионерка и Герой труда. - Я живу с внуком, который постоянно сидит в интернете. Поэтому я оформила как раз безлимитный тариф за 380 рублей в месяц. И тут вдруг приходит жуткий счет...
Счет оказался почти на тысячу рублей. Хотя тариф-то безлимитный, болтай сколько хочешь. Причем у Валентины Васильевны и все соответствующие документы с собой. По мнению пенсионерки, работники телефонного узла просто подсчитали, по какому плану с нее больше содрать можно, и прислали счет с тремя нулями.
- Говорят, случайно вышло, больше не повторится, - тут Герой труда погрозила в окошко оператора кулаком. - Но почему-то так "случайно" они ошибаются только в свою пользу, и никогда в пользу простых граждан.
В этот момент ругань у соседнего окошка стихла, и мне на спину кто-то навалился. Оборачиваюсь и подхватываю под руки старичка, в течение получаса старавшегося объяснить в окошко, что он уже месяц как перешел на повременный тариф и присылать ему счет за безлимитный - преступление. У пенсионера от жаркой перепалки стало плохо с сердцем, пришлось срочно искать валидол и вызывать "скорую".
Тем временем
По состоянию на 11 марта тарифный план выбрали 84% абонентов - физических лиц (3 023 805 человек). О своем желании остаться на абонентской (безлимитной) системе оплаты заявили 42,3% от обратившихся абонентов (1 279 809 человек). Повременную систему оплаты выбрали 30,8% (930 371 абонентов), комбинированную - 26,9% (813 625 человек).
Комментарий "Труда"
За пользование телефоном всем пришлось раскошелиться.
Московская городская телефонная сеть (МГТС) празднует победу: почти половина (42%) абонентов выбрала самый выгодный для телефонистов тариф. Они будут платить по 380 рублей в месяц и не считать, сколько времени разговаривают. Не будет заниматься этими подсчетами и МГТС, сэкономив на персонале, бумаге для распечаток ежемесячных счетов и конвертах, в которых счета рассылают клиентам. В общем, хлопоты остаются прежними, а денег прибавилось. Еще вчера за телефон брали 200 рублей абонентской платы, а теперь - почти вдвое больше.
Зато появилась загадка для психологов: почему вдруг жители столицы в массовом порядке выбирают "безлимитку". Хотя распространение сотовой связи с ее постоянным удешевлением в последние годы привело к тому, что россияне стали все меньше разговаривать с домашних аппаратов и все больше - с мобильных (а также обмениваться эсэмэсками). Казалось бы, в таких условиях подавляющее большинство людей должны были выбрать самый простой и выгодный повременный тариф (125 руб. абонентской платы + 28 копеек за минуту разговора). В этом случае, чтобы наговорить на сумму "безлимитки" (380 руб.), пришлось бы болтать по телефону 910 минут в месяц - более чем по полчаса ежедневно. Согласитесь, на такое способны очень немногие.
Но вот что интересно: оказывается, в январе-феврале очень многие жители столицы ежедневно разговаривали именно столько времени, сколько требуется для "безлимитки", - по полчаса и более. Знаменательно, что "припадок болтливости" случился с ними как раз в те два месяца, когда они должны были определиться с выбором тарифа. Прежде все было наоборот: подавляющее большинство клиентов МГТС ограничивали свою телефонную активность - от сотни до трехсот минут в месяц. Более того, немало москвичей заметили, что интенсивность их общения с миром по домашним телефонам не уменьшалась даже в дни и недели командировок, нахождения в больницах, выездом на дачи и т.д. В итоге во все инстанции и в прессу посыпались письма-заявления с обвинениями МГТС в элементарном жульничестве.
Ну скажите, как поступают в таких случаях бизнесмены, дорожащие своей репутацией? Проводят массовые проверки обоснованности жалоб? Нанимают независимых, беспристрастных аудиторов? В кратчайшие сроки обеспечивают сомневающихся подробными и бесплатными распечатками всех телефонных разговоров, чтобы те могли убедиться в объективности и правильности выставленных "пробных" телефонных счетов? МГТС заняла совсем иную позицию в расчете, что "позолота сотрется, свиная кожа останется", как говорилось в одной из сказок Г-Х. Андерсена.
Удивляет, однако, другое: молчание Федеральной антимонопольной службы, которая не может не понимать, что в данном случае телефонный монополист явно злоупотребляет своим положением единственного оператора стационарной связи в регионе. Тем более что, как заявляет глава Союза потребителей России Петр Шелищ, в Генпрокуратуре находится заявление Союза потребителей России с просьбой провести проверку обоснованности решений Федеральной службы по тарифам по установлению местными компаниями новых тарифных планов: ведь от нынешних тарифных перемен страдают не только москвичи.