Абонентский зал расположен на втором этаже здания, но крики негодующих граждан слышны еще на улице. В дверях сталкиваюсь с пожилой женщиной. У пенсионерки Полины Андреевны на глазах слезы, руки нервно дрожат:
- Это же грабеж! Те, кто такие тарифы придумал, о нас не думают. Вот мне пришел счет на 380 рублей - вдвое дороже, чем раньше. Целый мешок картошки на эти деньги могла бы купить.
В абонентском зале толкучка, очереди - как в Мавзолей в советское время. Пенсионеры, пытаясь скостить доставшийся им "по умолчанию" безлимитный тариф, отчаянно штурмуют окошки. Одинокий охранник беспомощно разводит руками - такую толпу не сдержит и наряд ОМОНа.
- А мне не денег жалко, тут дело принципа, - объясняет Валентина Васильевна, пенсионерка и Герой труда. - Я живу с внуком, который постоянно сидит в интернете. Поэтому я оформила как раз безлимитный тариф за 380 рублей в месяц. И тут вдруг приходит жуткий счет...
Счет оказался почти на тысячу рублей. Хотя тариф-то безлимитный, болтай сколько хочешь. Причем у Валентины Васильевны и все соответствующие документы с собой. По мнению пенсионерки, работники телефонного узла просто подсчитали, по какому плану с нее больше содрать можно, и прислали счет с тремя нулями.
- Говорят, случайно вышло, больше не повторится, - тут Герой труда погрозила в окошко оператора кулаком. - Но почему-то так "случайно" они ошибаются только в свою пользу, и никогда в пользу простых граждан.
В этот момент ругань у соседнего окошка стихла, и мне на спину кто-то навалился. Оборачиваюсь и подхватываю под руки старичка, в течение получаса старавшегося объяснить в окошко, что он уже месяц как перешел на повременный тариф и присылать ему счет за безлимитный - преступление. У пенсионера от жаркой перепалки стало плохо с сердцем, пришлось срочно искать валидол и вызывать "скорую".
Тем временем
По состоянию на 11 марта тарифный план выбрали 84% абонентов - физических лиц (3 023 805 человек). О своем желании остаться на абонентской (безлимитной) системе оплаты заявили 42,3% от обратившихся абонентов (1 279 809 человек). Повременную систему оплаты выбрали 30,8% (930 371 абонентов), комбинированную - 26,9% (813 625 человек).
Комментарий "Труда"
За пользование телефоном всем пришлось раскошелиться.
Московская городская телефонная сеть (МГТС) празднует победу: почти половина (42%) абонентов выбрала самый выгодный для телефонистов тариф. Они будут платить по 380 рублей в месяц и не считать, сколько времени разговаривают. Не будет заниматься этими подсчетами и МГТС, сэкономив на персонале, бумаге для распечаток ежемесячных счетов и конвертах, в которых счета рассылают клиентам. В общем, хлопоты остаются прежними, а денег прибавилось. Еще вчера за телефон брали 200 рублей абонентской платы, а теперь - почти вдвое больше.
Зато появилась загадка для психологов: почему вдруг жители столицы в массовом порядке выбирают "безлимитку". Хотя распространение сотовой связи с ее постоянным удешевлением в последние годы привело к тому, что россияне стали все меньше разговаривать с домашних аппаратов и все больше - с мобильных (а также обмениваться эсэмэсками). Казалось бы, в таких условиях подавляющее большинство людей должны были выбрать самый простой и выгодный повременный тариф (125 руб. абонентской платы + 28 копеек за минуту разговора). В этом случае, чтобы наговорить на сумму "безлимитки" (380 руб.), пришлось бы болтать по телефону 910 минут в месяц - более чем по полчаса ежедневно. Согласитесь, на такое способны очень немногие.
Но вот что интересно: оказывается, в январе-феврале очень многие жители столицы ежедневно разговаривали именно столько времени, сколько требуется для "безлимитки", - по полчаса и более. Знаменательно, что "припадок болтливости" случился с ними как раз в те два месяца, когда они должны были определиться с выбором тарифа. Прежде все было наоборот: подавляющее большинство клиентов МГТС ограничивали свою телефонную активность - от сотни до трехсот минут в месяц. Более того, немало москвичей заметили, что интенсивность их общения с миром по домашним телефонам не уменьшалась даже в дни и недели командировок, нахождения в больницах, выездом на дачи и т.д. В итоге во все инстанции и в прессу посыпались письма-заявления с обвинениями МГТС в элементарном жульничестве.
Ну скажите, как поступают в таких случаях бизнесмены, дорожащие своей репутацией? Проводят массовые проверки обоснованности жалоб? Нанимают независимых, беспристрастных аудиторов? В кратчайшие сроки обеспечивают сомневающихся подробными и бесплатными распечатками всех телефонных разговоров, чтобы те могли убедиться в объективности и правильности выставленных "пробных" телефонных счетов? МГТС заняла совсем иную позицию в расчете, что "позолота сотрется, свиная кожа останется", как говорилось в одной из сказок Г-Х. Андерсена.
Удивляет, однако, другое: молчание Федеральной антимонопольной службы, которая не может не понимать, что в данном случае телефонный монополист явно злоупотребляет своим положением единственного оператора стационарной связи в регионе. Тем более что, как заявляет глава Союза потребителей России Петр Шелищ, в Генпрокуратуре находится заявление Союза потребителей России с просьбой провести проверку обоснованности решений Федеральной службы по тарифам по установлению местными компаниями новых тарифных планов: ведь от нынешних тарифных перемен страдают не только москвичи.