Баллада о квадратном метре

С будущего года налоги на жилье в России вырастут в два-три раза

1 января 2014 года в России вводится налог на недвижимость, который будет рассчитываться в зависимости от кадастровой стоимости объекта. Об этом на открывшейся в Москве Неделе российского бизнеса объявил заместитель министра финансов РФ Сергей Шаталов.

«Наверное, это будет не по всей стране, а в наиболее продвинутых регионах и муниципалитетах», – добавил замминистра. Менее продвинутым дается дополнительное время для подготовки. Но если учитывать, что налог на недвижимость будет поступать в местную казну, надо думать, что территориальные власти постараются долго не тянуть с его введением – деньги всем нужны.

Владельцам квартир – а тем более жилых домов – это ничего хорошего не даст, но немало отнимет. Федеральная налоговая служба уже подсчитала: в 2011‑м средний налог на обычную российскую квартиру составил 686 рублей (в год), а теперь он вырастет до 1466 рублей. А валовые общероссийские налоговые сборы по этой статье ФНС мечтает увеличить не вдвое, а в 5,63 раза. И все это, естественно, тоже за наш с вами счет – ибо налоги за лондонские особняки и нью-йоркские пентхаусы платятся не в российскую казну.

Естественно, каждого владельца здешней недвижимости обложат новыми поборами по-разному – в зависимости от месторасположения жилья, мет­ража, комфортности, прочих преимуществ и недостатков. Как уже писал «Труд» в январе, нормативные налоговые ставки по всей стране составят 0,1% стоимости для жилых помещений и 0,5% для нежилой недвижимости.

Но черт, как известно, прячется в деталях. С января кое-что успело измениться: ставку в 0,1% решено применять лишь в отношении недвижимости ценой не более 300 млн рублей (за объект). Если цена выше, ставка тоже повышается – до 0,5%. Более того: как обещают в Минфине, особый сюрприз уже готовится для владельцев элитного, суперроскошного жилья площадью свыше 1000 квадратных метров. Предполагается, что для таких дворцов установят ставку в 2% от их стоимости. Впрочем, риелторы утверждают, что в московском регионе тысячеквадратных домов немного – не более 0,1–0,3%. И даже в столице квартир дороже 300 млн рублей насчитывается не более сотни.

Зато власть намерена лишить богачей возможности уклонения от уплаты налогов из-за якобы недостроенности возводимых домов и коттеджей: для этого достаточно не прикрутить дверные ручки – и готовый дворец можно годами не ставить на учет.

Минфин детально прорабатывает механизм налогообложения таких объектов. Есть идея, к примеру, как в некоторых странах Восточной Европы, ввести их обязательную регистрацию, если недострой существует более трех лет (в Болгарии установлен срок в два года). Или начинать регистрировать будущий коттедж еще при закладке фундамента – с ежегодным повышением его стоимости в зависимости от продвижения к крыше.

Но перед большинством россиян встанут другие заботы – как добиться справедливости при обложении новым налогом обычного, не суперэлитного жилья? Ведь размер налога будет зависеть от цены, определяемой по методике, максимально приближенной к рыночной. Но оценивать будут специальные фирмы, действующие по заказу властей. А у чиновников могут быть свои соображения на сей счет.

ФНС, правда, уже заявила, что в среднем по России рыночная цена жилья для целей налогообложения составляет 32 тысячи рублей, а в Москве – 165,6 тысячи рублей. Но это средняя температура по больнице, и кто знает, не найдут ли местные власти «горячку» в каком-нибудь «замухранске»?

«Вопрос качества оценки – отдельный, – говорит об этом заместитель министра Сергей Шаталов. – Главное, чтобы работал механизм апелляции, чтобы можно было оспорить неоправданно высокую или низкую стоимость объекта». А потому заранее присматривайте себе хорошего адвоката и готовьтесь судиться.

И, наконец, последнее: насколько «фискальным» станет новый налог? Будет ли он преследовать лишь цели пополнения казны или же стимулировать людей к обзаведению просторным, удобным жильем для себя и потомков?

Увы, порадоваться здесь нечему: новый налог станет лишь дополнительным бременем для всех россиян – молодых и старых, одиноких и многодетных, материально обеспеченных и бедняков. Ибо предусматривает совершенно мизерный необлагаемый минимум для владельцев любой недвижимости – 20 кв. м (льготникам – 50 м). Причем не на человека, а на весь дом или всю квартиру. Вся остальная площадь будет считаться «излишками» и облагаться налогом по полной программе. Видимо, для того, чтобы мы по-прежнему ориентировались на жизнь в маломерных клетушках, в тесноте и обиде. Правильно ли это? И не придется ли владельцам доставшихся по наследству квартир вспоминать советы настырного председателя домкома Швондера, который всех поголовно жильцов предлагал уплотнить?

Для сравнения: на Украине аналогичный налог на недвижимость начал действовать с 1 января нынешнего года. Но там необлагаемый минимум установлен в размере европейской нормы и даже с небольшим превышением: 120 кв. м для владельцев квартир и 250 – для владельцев жилых домов. Для пополнения казны, конечно, это неудобство – зато для людей хорошо и правильно.

Слово эксперту

Оксана Дмитриева, депутат Госдумы:

– Я категорический противник введения такого налога на недвижимость. Потому что платить обычным гражданам от рыночной стоимости, даже по ставке 0,1%, – это очень чувствительное дополнительное бремя. Даже по стандартным квартирам в итоге получится сумма от 3 до 7–8 тысяч в год. Вполне допускаю, что тем, кто за этот налог агитирует, эта цифра кажется несущественной. Зато для большинства граждан это фактически еще один дополнительный ежемесячный платеж за ЖКХ и капитальный ремонт. Получится как 13‑я квартплата. Смысла в этом никакого не вижу. Мы считали, что следует вводить налог только как налог на роскошь. И облагать только дорогую недвижимость. А в предложениях правительства практически нет разницы в ставке для семьи, которая проживает в хрущевке, и владельца особняка на Рублевке. Ставка повышается, по их предложению, только при стоимости свыше 300 млн рублей, но это будут единичные объекты.

Социально справедливым этот закон будет, если вводить налог на роскошь. Вот тогда есть смысл сделать кадастровую оценку, посмотреть, как будет идти уплата, ужесточать контроль за незавершенкой. А в противном случае овчинка не стоит выделки.