ПРАВЫЕ И ЛЕВЫЕ ОБЪЕДИНИЛИСЬ

На днях большинством голосов в Думе этот законопроект был отклонен. Однако страховые компании не теряют надежды провести его через парламент, утверждая при этом, что закон имеет исключительно социальную направленность и призван защитить интересы граждан. Ежегодно на дорогах России гибнут 30 тысяч человек, еще 200 тысяч получают травмы. Сумма имущественного вреда, причиненного в дорожно-транспортных происшествиях (ДТП), составляет 6 млрд. рублей. Но взыскать ущерб с виновника крайне сложно из-за отсутствия страховки. Почему же коммунисты и демократы объединились, дабы торпедировать закон?

По мнению зампреда Комитета по кредитным организациям Госдумы Владимира Тарачева, величину страхового тарифа тут определить крайне сложно. Надо подсчитать сумму ущерба (в денежной, если это возможно, оценке) здоровью граждан и материальных затрат на ремонт автомобиля и разделить полученный результат на количество машин - тогда получим искомую величину платы за страховку. Но беда в том, что сегодня в России нет такой статистики. Добрая половина конфликтов по ДТП решается на месте, без привлечения ГАИ.
В старой версии закона оценочным методом все же определили, что владелец "жигуленка" должен заплатить страховой компании 600 рублей (20 долларов) в год. Возникает вопрос: где взять эти деньги при средней зарплате по стране 1500 рублей в месяц? О пенсионерах и говорить не приходится, для них эта сумма неподъемна.
"Но ведь во всем цивилизованном мире страхование гражданской ответственности стало нормой, - возражают сторонники нового закона. - Что, мы - хуже других?" Не то чтобы хуже, а беднее. Конечно, забота о нашем здоровье трогательна. Но, сказав "А", надо сказать и "Б". Застраховав себя от "наезда" автомобиля, логично застраховать дачу, квартиру, здоровье. Граждане, подвергавшиеся ограблению со стороны банков и государства, в первую очередь предпочли бы застраховать ту тумбочку, где деньги лежат. А кто будет платить пациенту, пострадавшему из-за ошибки хирурга? Раз мы решили копировать цивилизованный мир, то надо ввести профессиональные страховки. Но, увы, в стране, где 40 процентов населения живет за чертой бедности, это недоступно большинству россиян.
Впрочем, наивно полагать, что страховщики собираются отнимать у несчастных пенсионеров их пенсию. Человек, объясняли мне в Ингосстрахе, может безболезненно потратить на страхование гражданской ответственности одну тридцатую суммы, необходимой на обслуживание автомобиля. Сегодня на бензин и обслуживание не самой дорогой иномарки уходит где-то 3000 долларов в год, значит, страховой тариф 100 долларов вполне по карману. Если исходить из этого опыта, то 600 рублей в год по карману тем, кто готов потратить на бензин и обслуживание машины 18 тысяч рублей в год. Но эта сумма эквивалентна средней годовой зарплате по России. Тогда спрашивается: на что рассчитывают страховщики и те, кто лоббирует введение нового закона? Похоже, тех, у кого нет денег, чтобы заплатить, они не прочь убрать с дороги в прямом и переносном смысле. А остальные - пусть раскошеливаются.
Иван ГРАЧЕВ, председатель подкомитета по недвижимости Госдумы сказал:
- Я противник этого закона. Это косвенный налог на людей. Все собранные деньги попадут в частные руки, а не в государственные... Все депутаты в соответствии с законом о госслужбе обязаны застраховаться. Когда в Набережных Челнах тамошние националисты забросали меня камнями, никакой страховки я получить так и не смог, хотя было зафиксировано сотрясение мозга, были шрамы. А если депутат не может отстоять свои права, то что говорить о рядовых гражданах?
Впрочем, выход все же найти можно, если не стричь под одну гребенку всех потенциальных клиентов страховых компаний. Сейчас в Ингосстрахе для машины стоимостью 100 тысяч долларов - страховой тариф (то есть ежегодная сумма выплат) составляет 0,25 процента. При стоимости 10 тысяч тариф уже равен 1 проценту. Для пенсионера, чей "жигуленок" купят за 500 долларов, тариф в 20 долларов уже потянет на 4 процента стоимости. Поскольку страховые компании утверждают, что закон о гражданской ответственности призван восстановить социальную справедливость, то не худо бы им настоять на законе, который бы перевернул эту "пирамиду". Скажем, для малоимущих установить страховой тариф 0,25 процента, для владельцев "мерседесов" - 1 процент. Пара тысяч долларов, которые заплатит владелец дорогой иномарки, с лихвой покроет убытки компании от страховки малоимущих.
Ну а если после принятия такого закона окажется, что ездить на "мерседесах" невыгодно, народ это переживет.