По мнению зампреда Комитета по кредитным организациям Госдумы Владимира Тарачева, величину страхового тарифа тут определить крайне сложно. Надо подсчитать сумму ущерба (в денежной, если это возможно, оценке) здоровью граждан и материальных затрат на ремонт автомобиля и разделить полученный результат на количество машин - тогда получим искомую величину платы за страховку. Но беда в том, что сегодня в России нет такой статистики. Добрая половина конфликтов по ДТП решается на месте, без привлечения ГАИ.
В старой версии закона оценочным методом все же определили, что владелец "жигуленка" должен заплатить страховой компании 600 рублей (20 долларов) в год. Возникает вопрос: где взять эти деньги при средней зарплате по стране 1500 рублей в месяц? О пенсионерах и говорить не приходится, для них эта сумма неподъемна.
"Но ведь во всем цивилизованном мире страхование гражданской ответственности стало нормой, - возражают сторонники нового закона. - Что, мы - хуже других?" Не то чтобы хуже, а беднее. Конечно, забота о нашем здоровье трогательна. Но, сказав "А", надо сказать и "Б". Застраховав себя от "наезда" автомобиля, логично застраховать дачу, квартиру, здоровье. Граждане, подвергавшиеся ограблению со стороны банков и государства, в первую очередь предпочли бы застраховать ту тумбочку, где деньги лежат. А кто будет платить пациенту, пострадавшему из-за ошибки хирурга? Раз мы решили копировать цивилизованный мир, то надо ввести профессиональные страховки. Но, увы, в стране, где 40 процентов населения живет за чертой бедности, это недоступно большинству россиян.
Впрочем, наивно полагать, что страховщики собираются отнимать у несчастных пенсионеров их пенсию. Человек, объясняли мне в Ингосстрахе, может безболезненно потратить на страхование гражданской ответственности одну тридцатую суммы, необходимой на обслуживание автомобиля. Сегодня на бензин и обслуживание не самой дорогой иномарки уходит где-то 3000 долларов в год, значит, страховой тариф 100 долларов вполне по карману. Если исходить из этого опыта, то 600 рублей в год по карману тем, кто готов потратить на бензин и обслуживание машины 18 тысяч рублей в год. Но эта сумма эквивалентна средней годовой зарплате по России. Тогда спрашивается: на что рассчитывают страховщики и те, кто лоббирует введение нового закона? Похоже, тех, у кого нет денег, чтобы заплатить, они не прочь убрать с дороги в прямом и переносном смысле. А остальные - пусть раскошеливаются.
Иван ГРАЧЕВ, председатель подкомитета по недвижимости Госдумы сказал:
- Я противник этого закона. Это косвенный налог на людей. Все собранные деньги попадут в частные руки, а не в государственные... Все депутаты в соответствии с законом о госслужбе обязаны застраховаться. Когда в Набережных Челнах тамошние националисты забросали меня камнями, никакой страховки я получить так и не смог, хотя было зафиксировано сотрясение мозга, были шрамы. А если депутат не может отстоять свои права, то что говорить о рядовых гражданах?
Впрочем, выход все же найти можно, если не стричь под одну гребенку всех потенциальных клиентов страховых компаний. Сейчас в Ингосстрахе для машины стоимостью 100 тысяч долларов - страховой тариф (то есть ежегодная сумма выплат) составляет 0,25 процента. При стоимости 10 тысяч тариф уже равен 1 проценту. Для пенсионера, чей "жигуленок" купят за 500 долларов, тариф в 20 долларов уже потянет на 4 процента стоимости. Поскольку страховые компании утверждают, что закон о гражданской ответственности призван восстановить социальную справедливость, то не худо бы им настоять на законе, который бы перевернул эту "пирамиду". Скажем, для малоимущих установить страховой тариф 0,25 процента, для владельцев "мерседесов" - 1 процент. Пара тысяч долларов, которые заплатит владелец дорогой иномарки, с лихвой покроет убытки компании от страховки малоимущих.
Ну а если после принятия такого закона окажется, что ездить на "мерседесах" невыгодно, народ это переживет.