МУРАВЬИ, ПОЖИРАЮЩИЕ СЛОНА

Впервые об угрозе "информационного взрыва" ученые заговорили в 60-х годах. Специалисты подсчитали тогда, что каждые десять лет в науке происходит удвоение новых результатов, а поток информации (протоколы исследований, отчеты о научных работах, новые газеты, журналы, книги, фильмы) каждые 3-4 года удваивается. Это означало, что к 2000 году поток информации должен был возрасти в 30 раз. По мнению некоторых футурологов, человечество просто захлебнется волной новых сведений, что неизбежно приведет к застою в научном развитии и в итоге к краху цивилизации.

Среди ученых была в ходу шутка, что если определить человека как "существо, чьей самой лакомой пищей является информация", то люди в 2000 году будут похожи на муравья, которому надо ежедневно заглатывать слона.
2000 год уже наступил. И, если верить старым прогнозам, каждый из нас живет сегодня в эпицентре пресловутого "информационного взрыва". Где же кошмарные его последствия, которые предрекали когда-то ученые? Прогнозы оказались ошибочными?
ВВЕРХ ПО ЭСКАЛАТОРУ, ИДУЩЕМУ ВНИЗ
Экспериментально доказано, что мозг обычного человека способен воспринимать и безошибочно обрабатывать информацию со скоростью не более 25 бит в секунду. Тем, кто не знает или забыл, что такое бит, подскажу - это единица измерения информации, а 25 бит содержится в одном слове средней длины. Так вот, при такой скорости поглощения информации за жизнь человек может прочитать не более трех тысяч книг. И то при условии, что будет ежедневно осваивать по 50 страниц текста.
Когда-то такая скорость позволяла упорному человеку к середине жизни усвоить основные знания, накопленные человечеством. Сегодня, увы, это уже невозможно. Только в научной сфере ежегодно появляется несколько миллионов новых книг. И даже если вы будете изучать лишь свежую литературу, то на каждую прочитанную вами страницу будет приходиться 10 тысяч тех, что вы просто физически не успеете прочитать. Специалисты в связи с этим ввели даже определение "макулатурный фактор", означающее книги, пользующиеся нулевым спросом. Немецкие исследователи провели проверку 45 тысяч научных и технических изданий в одной из берлинских библиотек и выяснили, что этот самый "макулатурный фактор" составляет там около 90 процентов. В реальности это означает, что миллионы и миллионы страниц, хранящих новейшие технические знания, ни разу не были прочитаны теми, для кого предназначались.
Но то, что мы успеваем освоить лишь малую толику из постоянно накапливающейся информации, - это лишь полбеды. Другая половина беды заключается в том, что специалисты назвали "периодом полураспада актуальных знаний". Этот шутливый, но совершенно научный термин обозначает промежуток времени, за который половина усвоенных нами сведений утрачивает ценность. Так вот, этот период становится все короче. Сегодня в области высшего образования он составляет примерно семь-десять лет, а в некоторых областях (например, в компьютерных технологиях) сократился уже до года. Это означает, что если вы в течение 12 месяцев будете учиться на компьютерных курсах, то по их окончании половина полученной вами информации окажется бесполезной, так как морально устареет. Все это напоминает ситуацию, когда человек вынужден безостановочно карабкаться вверх по опускающемуся вниз эскалатору. Лишь немногим, да и то ценой неимоверного напряжения, удается поддерживать необходимый "уровень". Но стоит чуть сбавить темп, и...
Сегодня в лавине обрушивающейся на нас информации может ориентироваться лишь "энциклопедически полуобразованный человек", знающий обо всем, но понемногу. Люди ищут спасение в "узкой специализации" - легче поддерживать уровень знаний. В итоге все большее число людей живет все меньшими знаниями о мире.
Даже то, что уже изучалось, но не является насущно необходимым, тут же отбрасывается перенапряженным мозгом. Кто может похвастаться тем, что помнит логарифмы, формулу Архимеда или закон Ома для участка цепи? Только специалисты, кому эти формулы требуются каждый день. А ведь мы все учили их в школе. Учили, но забыли - то есть вновь не знаем. Не знаем то, что люди придумали еще сто и более лет назад. Что уж говорить о более современных законах, построенных на этом фундаменте.
ПО КАРМАНУ ЛИ НАМ "ВЕЧНАЯ ПАМЯТЬ"?
Не знаю, заметили ли вы, как в школах и институтах изменилась психология преподавания. Раньше учеников и студентов заставляли заучивать наизусть. Сегодня на это уже не нажимают: хорошо, если человек знает конкретную формулу, но неплохо и то, что он просто знает справочник, где ее можно найти. В таком подходе видится некое решение проблемы "информационного взрыва". Но тут есть подводные камни, способные потопить "корабль" нашей цивилизации. Проблема - в носителях информации.
Росписи на стенах пещер пережили 30 000 лет. 2000 лет сохраняются тексты на древнем пергаменте. Но все эти виды хранения не удобны для сегодняшних технологий. А те, что удобны, увы, не так долговечны. Компания Ай-би-эм признает, что даже на лазерных дисках информация хранится без искажений не дольше четырех лет.
Теперь представьте себе, что вы решили записать весь массив данных, которыми обладает человечество, на эти современные носители. Вы не успеете это сделать до конца, как уже придется обновлять первые записанные диски. Сколько потребуется перезаписей, если мы хотим сохранить информацию хотя бы в течение того срока, что отделяет от нас письмена древних египтян? У кого хватит на это сил и денег?
Специалисты видят выход в жестком отсеве информации.
Энциклопедия, которая способна охватить все знания человечества на данный момент времени, должна будет переиздаваться как минимум ежегодно, каждый раз удваивая свой объем. Но кто будет в силах ее прочитать?
И вновь единственное предлагаемое решение - отбор фактов, которые будут входить в эту энциклопедию. Это, собственно, и происходит сегодня во всех областях знаний. Лишь такой процесс отбрасывания "ненужного" и смягчает до поры до времени последствия "информационного взрыва".
УКОРОТИТЕ СЛОВО "ДЛИННОШЕЕЕ"
Ученые предлагают решения информационных проблем одно фантастичнее другого. Например, вживлять в мозг компьютерные микрочипы, которые могли бы хранить колоссальные объемы информации.
Другие специалисты видят выход в изменении структуры языка. Если сократить длину слов хотя бы вдвое, это ничуть не помешает нам передавать и получать нужные сведения без искажений. "Конечно, при этом наша речь станет не столь изысканной, - говорят эти ученые, - но так называемый "телеграфный стиль" многократно облегчит давление "информационного пресса". Резкое "похудение" информационных хранилищ возможно и при переходе человечества на единый язык... Но все это, как признают те же специалисты, принесет лишь временное облегчение. Темп накопления информации продолжает катастрофически возрастать. И реального пути спасения от последствий "информационного взрыва", увы, не видно.