ДОРОГАЯ, Я ЗВОНЮ С СЕВЕРНОГО ПОЛЮСА

Казалось бы, что этому чернокожему человеку средних лет нужно: респектабельный бизнесмен, владелец двух процветающих компаний в мэрилендском городе Гейтерсберг, отец большого дружного семейства, создавшегося из межрасового союза с белой женщиной по имени Мэри. А вот Гасу Маклеоду, 45-летнему летчику-любителю, втемяшилось в голову покорить Северный полюс так, как это еще никому не удавалось.

Вообще-то с тех пор как 6 апреля 1909 года его соотечественник адмирал Роберт Пири на собачьих упряжках достиг верхней точки Земли, люди туда добирались и на самолетах, и на подводных лодках, и на лыжах. А в последние годы Северный полюс стал просто одним из популярных мест туризма, во всяком случае, американского. Но, как подтвердили ученые вашингтонского Смитсоновского института, ведущие учет всех путешествий в те края, никому еще не удавалось попасть туда на легком самолете с открытой кабиной - из тех, что у нас именуют "кукурузниками".
Вот это и задумал совершить Маклеод на реставрированном сине-желтом биплане "Боинг-Стирмэн" образца 1939 года, который раньше использовался для опыления посевов гербицидами. Его только снабдили дополнительными баками для горючего. Маклеод предварительно его опробовал в прошлом году, долетев из Канады до магнитного полюса, который расположен примерно на две тысячи километров ближе географического.
На сей раз старт был взят на частном мэрилендском аэродроме 5 апреля: предстояло в общей сложности проделать путь в 5600 километров с десятью остановками перед последней дистанцией. Его сопровождали два других самолета - нормальных, с внутренними отапливаемыми кабинами. Один из них принадлежал Американскому географическому обществу, чьи кинооператоры должны были запечатлеть новый вклад в покорение северной стихии. И без того рослый (187 см) Маклеод в своем толстенном комбинезоне, огромном шлеме и гигантских унтах был похож на какого-то снежного человека. Жена Мэри, прощаясь с ним, не плакала, но потребовала обещания, что это его последнее приключение.
Маклеод в ответ рассмеялся и лишь пообещал позвонить ей с полюса: у него внутри комбинезона имелся спутниковый телефон. Стартовой точки перед броском к полюсу он более или менее благополучно (от холода трубки бензопроводов начали подтекать, пришлось на одной из промежуточных остановок делать ремонт) достиг в минувшую субботу. Это крошечная метеостанция "Юрека" на канадском островке Эллсмир, в 960 километрах от цели. К тому времени один из самолетов все по той же причине выбыл из строя, но второй, с операторами и запасом бензина, стартовал вслед за Маклеодом.
В понедельник 17 апреля около девяти вечера его "кукурузник" оказался точно над полюсом, а через несколько минут Маклеод позвонил жене по телефону и сказал, что хотя промерз до мозга костей, но чувствует себя счастливым, "как младенец".
Соотечественники по-разному отнеслись к совершенному мэрилендским бизнесменом. Для СМИ это, конечно, сенсация. Помогший Маклеоду отремонтировать мотор на последней стадии Роберт Новотни считает: "Он просто не в своем уме, тут не может быть двух мнений". Профессор же Пенсильванского университета, специалист по полярной археологии П.Капелотти, сказал: "Бог в помощь таким, как Маклеод. Пока существуют такие люди, в жилах человечества будет бить живая горячая кровь, делающая невозможное возможным".