08 декабря 2016г.
МОСКВА 
-3...-5°C
ПРОБКИ
3
БАЛЛА
КУРСЫ   $ 63.91   € 68.50
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

С ОСТРОВСКИМ В XXI ВЕК

Лебедина Любовь
Опубликовано 01:01 20 Апреля 2000г.

В день открытия Международного театрального фестиваля в Тольятти первое, что бросалось в глаза

В день открытия Международного театрального фестиваля в Тольятти первое, что бросалось в глаза зрителям, входящим в вестибюль театра, - это голубое полотнище с изображением эмблемы газеты "Труд", главного информационного спонсора большого театрального форума на Волге.
Наблюдая за празднично одетой публикой, горячо обсуждающей репертуар приезжающих коллективов из Москвы и Петербурга, Омска и Саратова, Ульяновска и Ярославля, я не раз слышала фразу: "Смотри, наша газета "Труд" тоже принимает участие в фестивале". Меня это, признаюсь, удивило, ведь газета - не местная, но потом, когда на следующее утро я попыталась купить ее, она оказалась распроданной во всех киосках. "Вот почему, - подумала я, - тольяттинцы называют газету своей".
Столь высокое доверие к столичному печатному органу в таком крупном промышленном центре, как Тольятти, дорогого стоит. Представьте, здесь хорошо зарабатывающий человек может позволить себе поездку в Москву ради двух-трех шумных премьер в столичных театрах. Разговаривая со зрителями во время фестиваля, я была поражена тем, что пять моих собеседниц уже посмотрели "Марию Стюарт" не только в местном театре в постановке Глеба Дроздова, но и в "Современнике". Или, например, в городе автомобилистов живет и работает 34-летний бизнесмен Владимир Дороганов, который издает на свои деньги литературный альманах "Майские чтения" и еще спонсирует детский самодеятельный театр, где детишки с 8 лет занимаются сценическим искусством. Когда я спросила у него, зачем он это делает, то в ответ услышала: "За державу обидно!" Эта расхожая фраза, которую теперь можно услышать повсеместно, на самом деле для Дороганова значит не так уж мало, потому что он пытается что-то сделать для своего города и, соответственно, для державы.
А ведь такие люди всегда водились на Руси. Взять те же пьесы Александра Островского, где вы обнаруживаете меценатов, спасающих бедных артистов от голодной смерти. Есть такой сентиментальный барин и в спектакле петербургского театра "Балтийский дом" "Таланты и поклонники" в роскошном исполнении Романа Громадского. Надо видеть, с каким участием и состраданием он слушает трагический монолог актрисы Кручининой - Эры Зиганшиной о ее горькой судьбине и как потом радуется при первой встрече знаменитой примы с уже взрослым сыном. Питерцы показали высокий класс игры и в очередной раз убедили публику, что материнская любовь, добро, совершенное ради ближних и "дальних", - это те вечные ценности, которые ни за какие деньги не купишь.
Деньги, деньги и еще раз деньги... Как их нажить, чтобы при этом не потерять совесть, - вот главная тема, которая, можно сказать, стихийно сложилась в первые фестивальные дни.
В спектакле "Лес" Александра Островского, показанного в Тольятти Белорусским академическим театром имени Янки Купалы (постановка Валерия Раевского), речь идет о жестких прагматиках, все оценивающих в жизни рублем, и бесшабашных романтиках, презирающих власть денег вообще. С одной стороны, это осеннего возраста Гурмыжская (Галина Толкачева), покупающая любовь бедного гимназиста Буланова (Александр Молчанов), польстившегося на ее богатство, с другой - странствующие артисты Счастливцев (Август Милованов) и Несчастливцев (Сергей Кравченко), оказавшийся племянником Гурмыжской. Лицедеи приходят в имение "Пеньки", чтобы немножко передохнуть и вдоволь наесться, так как в дорогах сильно поиздержались. Тут-то и начинается, как говорили в старину, "кумедь". Гурмыжская, строя из себя благодетельницу, в то же время боится, что Несчастливцев потребует часть причитающегося ему по закону капитала, а тот, не имея за душой ни гроша, изображает из себя состоятельного человека. Когда же тайное становится явным, он уходит вместе со своим товарищем пешком, не взяв у богатой тетушки ни копейки. Куда? Неизвестно. То ли в Керчь, то ли в Вологду... Какая разница - Россия большая, настоящих лицедеев примут везде.
Да, недаром Островский так много пьес посвятил провинциальным артистам, с их неустроенным бытом и более чем скромным житьем, но при этом делающим вид, что деньги их не интересуют... А может, и вправду это так: предложи настоящему артисту на выбор роль Гамлета или тысячу долларов, он наверняка отдаст предпочтение роли.
Оно и понятно, Его Величество Артист любит играть по-крупному, ему весь мир подавай, а не какие-то там купюры. Так что со времен Островского мало что изменилось в театре... Хотя таких вот замечательных международных фестивалей тогда не было.


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников