- У нас есть "священная книга" - это утвержденная программа вооружений, - заявил Клебанов. - Для реализации этой программы и планируется вести все преобразования в ВПК.
Иначе говоря, на высшем уровне определено, сколько и какого оружия понадобится нашей стране на ближайшие 10-15 лет. Теперь осталось четко определить: во-первых, какие именно предприятия станут непосредственными производителями этого "арсенала"; во-вторых, какими средствами.
Во главу угла всех преобразований ставится концентрация оборонных отраслей в единые холдинги. Грубо говоря, по этой схеме будут созданы некие "ракетный", "боеприпасный" и т.п. холдинги. Скажем, те же ракетчики смогут объединить под одной "крышей" Миасский государственный ракетный центр, Златоустовский машиностроительный и Усть-Катавский вагоностроительный заводы с головным разработчиком - НИИ "Гермес". Но в том-то и "ноу-хау" нынешнего правительства, что в подобные холдинги войдут не все предприятия, работавшие "на войну".
- Часть предприятий, которые традиционно считались частью оборонного комплекса страны, выпадут из структуры оборонного заказа, - заметил Илья Клебанов. - Им придется полностью переходить на конверсионную продукцию, акционироваться, выживать в рынке без участия государства.
Последний тезис и встревожил многих "военнопромышленников". Заметим кстати, что названное совещание не случайно прошло именно в Уральском федеральном округе. Ведь только одна Челябинская область насчитывает 30 процентов предприятий оборонного и 80 процентов - ядерного комплекса страны. В результате реформ эти цифры, видимо, съежатся. Но каковы будут критерии отбора, кто попадет в холдинговую обойму, а кто будет отброшен, словно стреляная гильза? Этот вопрос пока не имеет ответа. "Вчерне" говорится, что государство не заинтересуют предприятия, имеющие в объеме производимой продукции менее 30 процентов оборонного заказа.
- Оборонный заказ для региональных экономик не панацея, - заметил по данному поводу губернатор Челябинской области Петр Сумин, - на сегодняшний день у нас он составляет около 25-30 процентов. При этом многие предприятия как бы "полузагружены", но все еще надеются, что будут стопроцентно востребованы "войной". В результате реформы ВПК, видимо, с некоторыми так и произойдет, а другим надо будет переходить на гражданскую продукцию, по каким-то позициям работать с "оборонкой" просто в кооперации, по договорам.
Впрочем, производителей оружия беспокоят и иные аспекты реформы. Скажем, нет пока ясности в вопросах собственности. Если с госпредприятиями тут особой проблемы нет, то как быть с теми, кто уже акционировался? Будет ли государство выкупать такие значимые для обороноспособности страны заводы у акционеров, или станет убеждать их войти в холдинги иными способами? Не ясен и механизм распределения денежных потоков внутри самого холдинга: не станет ли данная структура очередной "кормушкой" для новых начальников? Даже, казалось бы, незначительный вопрос о географическом расположении "командного пункта" в данном контексте звучит не праздно: если, скажем, уральскими предприятиями будут руководить из Москвы - сложится одна картина, если, к примеру, из Челябинска или Екатеринбурга - другая.
- Постоянной головной болью предприятий ВПК было и остается содержание мобилизационных мощностей, - говорит заместитель генерального директора "Уралвагонзавода" Георгий Старостин. - Сегодня государство дотирует их максимум на один процент от потребности. Хотелось бы, чтобы в процессе реструктуризации сдвинулась с "мертвой точки" и эта проблема. А заместитель председателя Законодательного собрания Челябинской области Виктор Чернобровин озабочен другой стороной дела: не пострадает ли в ходе реформ ВПК население?
- Не секрет, что многие предприятия оборонного комплекса несут на себе большой социальный груз, являются градообразующими, - тревожится он. - Но реформа предполагает вхождение в холдинги "чистого бизнеса", без груза долгов, без обязательств перед населением. Думается, эту сторону надо продумать подробнее, тщательнее.
В ходе совещания родилась идея поделить расходы по "социалке" между предприятиями холдинга и местными муниципалитетами в соотношении 50 на 50. Но во что это выльется на практике? Не получится ли так, что в погоне за сверхоружием, недофинансируя социальную сферу, заводы просто физически растеряют кадры, рабочих?
Иначе говоря, у руководителей военно-промышленных производств вопросов к правительству много. Было бы большой натяжкой сказать, что новая модель ВПК однозначно и единогласно принята "на ура". Пока у директоров больше скепсиса. Что ж, тем больше придется потрудиться разработчикам программы реформирования оборонно-промышленного комплекса, чтобы учесть все нюансы. Чтобы построить новое здание ВПК, нужен точный расчет.