ФНПР НЕ ДОЕХАЛА

В Гудермесе прошел учредительный съезд профсоюзов Чечни. Корреспондент "Труда" наблюдал за его работой. А вот представителей Федерации независимых профсоюзов России (ФНПР) не было.

Накануне командировки из ФНПР сообщили, что съезд профсоюзов Чечни решено перенести аж на июнь. Пренеприятная новость для человека, потратившего три дня на получение аккредитации для поездки в Грозный и имеющего в кармане билет на самолет. Не отыгрывать же назад.
Каково же было удивление, когда в Гудермесе я узнал, что никто здесь о переносе съезда не помышляет. Как и было запланировано, утром прибывшие из всех районов делегаты собрались около школы N 2. Организаторы заранее договорились с директором, что занятия детей перенесут на другой день. Единственная проблема - в актовом зале не было стульев.
- Как быть? - спрашивал Хусейн Солтагиреев собравшихся.
- Ничего, - отвечали ему, - в крайнем случае на полу посидим.
Мой добровольный переводчик объяснил: было два варианта - проводить съезд в школе или в мечети. Посчитали, что в мечети не совсем удобно.
Зал еще не заполнился, как прибыл посыльный из администрации республики. Солтагиреев о чем-то поговорил с окружающими и удалился. Все стали возбужденно обсуждать это событие.
- Из Кремля ему звонят, - объяснили мне. - Выходит, и там знают, что у нас съезд.
Кто и откуда звонил Хусейну, осталось загадкой. Но в школе вдруг появился отряд вооруженных людей.
- По имеющейся у нас информации, - объявил, судя по всему, командир, - в здании школы заложено взрывное устройство. Все должны немедленно покинуть помещение.
Приказ дважды повторять не пришлось. Все торопливо покинули школу. Известно, насколько серьезным может быть подобное предупреждение в здешних местах. Делегатов милиция оттеснила на противоположную сторону улицы, а вокруг начали выставлять оцепление. Люди стояли молча, ждали возвращения Солтагиреева. Наконец появился он.
- Меня предупредили, - заявил, - что правоохранительные органы не смогут обеспечить безопасность делегатов съезда. Тем более что присутствовать и выступать должна вице-премьер Зина Батыжева. Нам настоятельно советуют перенести съезд на ближайший четверг. Выход - либо согласиться, либо проводить съезд на улице.
- А почему на улице? - подал голос руководитель физкультурно-спортивного общества Аманди Мадиев. - Тут недалеко мой дом. Двор просторный, места хватит.
Действительно, двор Мадиева вместил всех 124 делегатов. У ворот и по периметру усадьбы выставили охранников. Делегаты стоя слушали доклад.
- Не трудно ли обсуждать столь серьезные вопросы на солнцепеке? - спросил я соседа.
- А что делать? - отвечал он. - Три раза переносили съезд. А добираться сюда каждый раз накладно и тяжело. Так что мы готовы решать свои проблемы, даже стоя по пояс в воде.
Съезд прошел без сенсаций. Председателем Совета профсоюзов Чечни избрали Х. Солтагиреева.
После съезда я его спросил:
- Как вы считаете, история со взрывным устройством в школе была попыткой сорвать проведение съезда?
- Без всяких сомнений, эта акция была проведена с одной целью - не допустить проведения съезда. Дело в том, что сразу, как только делегаты ушли из школы, там было снято охранение. Даже кинологов не привезли, чтобы обследовать помещение.
Сразу после телефонного разговора с Москвой меня пригласили в кабинет нашего премьера Ильясова. "Не надо сегодня проводить съезд, - сказал он мне. - Это не безопасно". Оттуда я заехал к коменданту Гудермеса Александру Павленко. Он также посоветовал нам перенести съезд на четверг, сославшись на то, что они не смогут обеспечить безопасность Батыжевой.
- Профсоюзы отстаивают права работников, заключая соглашения с работодателями. Возможно ли это сегодня в Чечне?
- Тут есть проблема. У нас нет структуры, представляющей работодателей. Мы пытались создать союз владельцев предприятий, но, к сожалению, пока не удалось.
- Извините, а может ли быть в воюющей республике вообще профсоюзная жизнь?
- У нас около тысячи первичных профорганизаций, два десятка отраслевых профсоюзов. Хотя число людей, имеющих профсоюзные билеты, я назвать не могу.
- Как вы считаете, окажет ли съезд влияние на социальное положение в республике?
- Безусловно. Люди узнают, что профсоюз жив и готов защищать интересы трудящихся. Сегодня много говорят о восстановлении хозяйства Чечни. Наш съезд - это тоже шаг в этом направлении.
ЗВОНОК ИЗ РЕДАКЦИИ
Мы позвонили в ФНПР и спросили, признает ли федерация съезд в Гудермесе легитимным?
- На это может ответить только председатель федерации - сказали нам. - А Михаил Викторович Шмаков сейчас в командировке.