04 декабря 2016г.
МОСКВА 
-6...-8°C
ПРОБКИ
1
БАЛЛ
КУРСЫ   $ 64.15   € 68.47
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

ОЛЬГА БУДИНА: И БЕСКОНЕЧНО ХОЧЕТСЯ ВЛЮБЛЯТЬСЯ...

Неверов Александр
Опубликовано 01:01 20 Апреля 2001г.
Пять лет назад Ольгу Будину, тогда еще студентку театрального училища имени Щукина, известный режиссер Глеб Панфилов пригласил на роль Великой Княжны Анастасии в фильме "Романовы. Венценосная семья". Случилось так, что картина выходит на экраны только сейчас, когда зрители уже успели узнать Будину по более поздним теле- и кинофильмам "Досье детектива Дубровского", "Простые истины", "Директория смерти", "Империя под ударом", "Чек", "Граница. Таежный роман".Мы беседовали с актрисой в Гатчине, где на фестивале "Литература и кино" с успехом прошел фильм с ее участием "Дневник его жены" об эмигрантском периоде жизни Бунина. Нынче фильм выдвинут на "Нику" по восьми номинациям. Наш разговор, естественно, начался с этой работы.

- Вы играете героиню, прототипом которой послужила поэтесса Галина Кузнецова - последняя любовь Ивана Алексеевича...
- ...Кстати, первоначально сценарий назывался "Последняя любовь"...
- Так вот. По известным причинам рядовой зритель и читатель сравнительно мало знает о жизни автора "Деревни" и "Жизни Арсеньева". И вот "кинобуниниана" начинается с истории, где классик и его окружение предстают, мягко говоря, не в самом приглядном виде: на экране - желчный, капризный старик, в доме которого происходят более чем странные вещи. Начиная с того, что под одной крышей, кроме него, живут жена Вера, ученица - в кавычках и без - Галина, писатель Леонид Гуров и, кроме того, однажды появляется оперная певица Марга...
- В фильме Вера говорит Гурову: вы любите меня, я люблю его, он - Галю, а Галя - Маргу. Опера какая-то... Сценарист Дуня Смирнова и режиссер Алексей Учитель выбрали именно этот эпизод из жизни писателя, и это их право. Тем более что драматическая история отношений Бунина и Кузнецовой способствовала созданию "Темных аллей". Хотя после отъезда Галины Иван Алексеевич два года не подходил к письменному столу, но потом именно этот любовный роман дал ему столь мощный творческий импульс для создания самого эротического сборника рассказов.
- "Когда б вы знали, из какого сора"?..
- Вот именно. Однако что касается подачи материала, то в фильме события и характеры представлены в смягченном по сравнению с реальностью виде: Бунин, как явствует из различных свидетельств, был еще более тяжелым человеком, а атмосфера в доме - более гнетущей. Иногда отступления от действительности были довольно существенны, поэтому фамилии некоторых героев изменены: реального Зурова в картине зовут Гуровым, мою героиню - не Кузнецовой, а Плотниковой.
- Вам внутренне близка Галина?
- Вряд ли, хотя я люблю эту роль. Кузнецова была страшной женщиной. К ней, думаю, применимы слова Цветаевой: "Счастлив, кто тебя не встретил на своем пути". Роковой она была не только для Бунина: к нему она ушла от мужа, который вскоре застрелился.
- Даже Марга упрекает Галину в цинизме. Но вы, кажется, сочувствуете своей героине?
- Иван Алексеевич не мог любить просто стерву, хоть и обладавшую литературным даром, а последнее, кроме Бунина, признавали такие авторитеты, как Вячеслав Иванов, Георгий Адамович, Глеб Струве. И моя задача заключалась в том, чтобы дать представление о ее внутреннем мире, неоднозначности личности, показать, как она могла воспринимать сложившуюся двусмысленную ситуацию.
- Но зритель, естественно, смотрит на все глазами Веры...
- Как в свое время - русская эмиграция. Скажем, когда Галина приходила к Мережковским, Гиппиус с ней просто не здоровалась. Ее считали иждивенкой, никто, за редким исключением, не воспринимал всерьез. Бунин ее любил, ценил и помогал, но держал на коротком поводке, не желая никуда отпускать от себя и в то же время не порывая с Верой. В том странном, мучительном положении, в котором все пребывали довольно продолжительное время, виноват и Бунин. Но появилась Марга, и морок спал. Это была не просто экстравагантная любовная связь: Галя будто вспомнила, что она - личность, свободная и самодостаточная... Так что у моей героини, как бы к ней ни относиться, есть своя правда.
- В "Дневнике..." сильный актерский состав: Андрей Смирнов (Бунин), Галина Тюнина (Вера), Евгений Миронов (Гуров), Елена Морозова (Марга). Только на Гатчинском фестивале отмечены трое исполнителей, а еще раньше вам с Еленой Морозовой присуждены призы "Надежда". Как вам работалось всем вместе?
- Действительно, сошлись люди с разным жизненным опытом, с разными актерскими школами. В процессе съемок, а они были очень тяжелыми из-за перерывов в финансировании и неблагоприятных погодных условий, мы сблизились, общались, обменивались книгами. Одним словом, были интересны друг другу - может быть, поэтому получился ансамбль.
- Герои картины очень элегантно одеты. И здесь чувствуется стремление передать атмосферу ушедшей эпохи. Это стилизация под моды семидесятилетней давности?
- Об этом спрашивают многие. Говорят при этом, что, например, тогда не было таких открытых купальников или женских брюк... Оказывается, все было. В фильме использованы подлинные наряды того времени из коллекции Елены Супрун, которая была у нас художником по костюмам. Из-за этого даже возникали сложности. Скажем, в сцене, где Галина убегает с бала, а Бунин ее догоняет, Смирнов резко схватил меня за плечо, и ветхая шубка порвалась... Эпизод пришлось переснимать.
- Ваша героиня пишет стихи. Мне кажется, что и вы пишете...
- Только сказки.
- Но вы неравнодушны к поэзии?
- Как же можно быть к ней равнодушной... Я очень люблю Серебряный век. Например, прекрасные стихи Надежды Львовой, чья судьба меня просто потрясла: ученица Брюсова, была влюблена в него, а потом застрелилась из пистолета, им же подаренного. Ей было 23 года... Красиво и одновременно чудовищно.
- "Все, все, что гибелью грозит, Для сердца смертного таит Неизъяснимы наслажденья"?
- Не обязательно "гибелью". Скажем, жизнь другой моей "любви" - Марии Петровых - складывалась внешне довольно спокойно. Но какие драмы скрывались за этим! Классик ХХ века, чьи божественно чистые стихи ценили Ахматова и Мандельштам, Пастернак и Тарковский, она считала, что ее время еще не пришло, и сделала все, чтобы остаться в тени. То, что вошло в ее единственный прижизненный сборник, выпущенный в 1968 году в Ереване, отбиралось друзьями едва ли не силой... А безмерная, безграничная и безответная любовь к Александру Фадееву, которому посвящена вся ее любовная лирика: "Назначь мне свиданье на этом свете. Назначь мне свиданье в двадцатом столетье. Мне трудно дышать без твоей любви..."
- Судя по всему, в творческих людях вы цените не только талант, но и такие личные качества, как твердость характера, готовность отстаивать свои убеждения. А вы сами - человек мягкий или не очень?
- Скорее, "не очень". Еще в детстве доставляла определенные хлопоты родителям. Например, хотела учиться в музыкальной школе, а они не понимали, зачем мне это нужно. Я даже устроила "акцию протеста" - перестала ходить в общеобразовательную школу до тех пор, пока они не написали заявление о моем приеме в музыкальную. И я ее окончила по классу аккордеона и фортепиано. Мои родители - обычные люди, далекие от артистической среды. Они меня очень любят, желают обыкновенного человеческого счастья: выйти замуж, родить ребенка. Поэтому они и сейчас, кажется, не в восторге от того, что их дочь стала актрисой...
- Но вы же стали кинозвездой: главные роли, фестивали, поклонники, автографы...
- Ну какая я звезда? Я снимаю однокомнатную квартиру, сама хожу по магазинам, сама готовлю... Мне кажется, у нас вообще нет звезд в западном смысле, когда звезда находится где-то далеко, почти на небе, и почти не соприкасается с тем, что не имеет прямого отношения к творчеству. У нас есть известные актеры, знаменитые, любимые, но не звезды.
- Хорошо, но знаменитой быть, наверное, приятно?
- Это с какой стороны посмотреть. Понятно, что известность - составная часть актерской профессии, а актеры - народ самолюбивый. Признание в искусстве - это еще и свидетельство того, что тебе удалось сделать нечто интересное, нужное людям. Только здесь надо трезво смотреть на вещи, объективно себя оценивать. В этом смысле нынешнее время, когда нет четких критериев, что хорошо, а что плохо, когда повсеместно торжествует безвкусица, - особенно опасное и коварное. Теперь при желании добиться популярности нетрудно. Нужно только задать себе вопрос: что является сейчас самым вульгарным, самым вычурным, самым шокирующим, и сделать это. Известность вскоре придет, но чего она будет стоить?.. Сегодня воистину "быть знаменитым некрасиво".
В чем я действительно ощущаю потребность? Не в рекламной "раскрутке", а в услугах грамотного артагента, знающего рыночную и творческую конъюнктуру, следящего за правильностью контрактов, способного защитить меня от "беспредела".
- От какого "беспредела"?
- Например, скоро выходит картина "Мореплавание Солнышкина". Там я работала целый месяц, но не получила ни копейки. Так ловко был составлен контракт. Он был заключен с одной продюсерской конторой, которая вроде бы обанкротилась, и все права перешли к другой, не имеющей, как выяснилось, передо мной никаких обязательств... Меня, как и многих, просто обвели вокруг пальца.
- Как на вас действуют подобные "сюрпризы" в жизни и творчестве - вы опускаете руки или это придает дополнительную силу и решительность?
- Стараюсь оставаться спокойной. Однако поначалу было очень трудно. Я - человек предельно эмоциональный, так на все и реагировала. На съемочной площадке на меня действовала каждая мелочь: кто-то не так посмотрел или не то сказал - и я уже думаю, чем это вызвано, а не о роли. Уверена, что в первых фильмах сыграла бы лучше, будь я более собранной. Но в кино ничего исправить нельзя. И в какой-то момент поняла, что ничего другого не остается, как научиться концентрироваться на главном и абстрагироваться от всего остального. Это, кстати, помогает и в повседневной жизни.
- И что, получается?
- Не всегда. Особенно сейчас, когда весна на улице и в сердце, когда хочется совершать безумные поступки, кокетничать со всеми подряд и бесконечно влюбляться, влюбляться...


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников