В ГЛАВНОЙ РОЛИ - ПОЖАРНЫЕ

Перед началом спектакля в Большом театре рядом со мной на откидной стульчик сел молодой человек в форме. Все смотрели на сцену, а он то и дело бросал взгляды в зрительный зал. "Неужели вам неинтересно?" - недоуменно спросила я. Сосед признался, что этот спектакль видел много раз. Оказалось, рядом со мной сидит настоящий пожарный - и он "на боевом посту".

Военизированная пожарная часть N 86 существует в Большом театре с 21 мая 1935 года. До этого здание специальными силами от огня не охраняли.
А ведь во время страшного пожара, начавшегося в Большом по неизвестным причинам утром 11 марта 1853 года, сгорело все. В конкурсе на лучший проект восстановления Большого победил Альберт Кавос. За полтора года театр восстал из руин.
С тех пор "красный петух" обходил театр стороной. Вот только в начале Великой Отечественной войны - 28 октября 1941 года прорвавшийся к Москве немецкий бомбардировщик сбросил на Большой фугасную бомбу. Она пробила фасадную стену и разорвалась в вестибюле. Во время взрыва погиб пожарный.
- Последние лет 30 никаких серьезных возгораний не было, и в этом заслуга пожарных, - утверждает начальник 86-й пожарной части подполковник внутренней службы Владимир РАЗОРЕНОВ. - До середины 80-х годов театр от огня охраняли бойцы - так их тогда называли. Теперь же сотрудники части именуются "младшими инспекторами". Если бойцы стояли на постах, то нынешние пожарные отвечают за секторы, на которые поделен театр. И не стоят на месте, а ходят по помещениям, следят за порядком. Всего секторов четыре. Первый - сцена, второй - зрительный зал, буфеты, кулуары, Белое фойе. Третий - "закулисье". Уборные, гримерные. Последний - верхняя сцена, три этажа над зрительным залом.
Территория, которую охраняют от "красного петуха", немалая - более 60 тысяч квадратных метров. В ведении Большого театра, как выяснилось, не только известное всем величавое здание, но и административно-хозяйственный комплекс, склады декораций, столовая, мастерские, театральный магазин, сауна, баня, трехэтажный подземный инженерный комплекс и прочее.
Не все, кто работает в театре, отличаются аккуратностью. Пожарные поставили бы "неуд" некоторым артистам балета. По словам брандмейстеров, именно танцовщики курят больше всех. Причем в запрещенных местах. Несмотря на беседы, протоколы и штрафы...
- У нас даже издан специальный приказ, - говорит Владимир Разоренов. - Курить разрешается только в персональных кабинетах или курилках. Солисты нам хлопот не доставляют. С ними как-то проще. Кстати, последний официально зафиксированный пожар - в 1995 году - случился именно от курения. Поздно вечером после спектакля на четвертом этаже задымилась стена. Никто не мог понять, отчего. Вызвали городскую пожарную часть. Позже выяснилось, что в канцелярии балета кто-то засунул непотушенный окурок в косяк двери.
Какие же действия предпримут брандмейстеры при пожаре, если все-таки, не дай Бог, такое в Большом случится? Все давно известно. Можно сказать, отрепетирован спектакль, где у каждого сотрудника театра - своя роль.
- Эвакуация во время спектакля - самый сложный случай, - рассказывает Владимир Разоренов. - Придется вывести из здания не менее трех тысяч человек: зрителей, около 350 артистов, 300 технических работников... Естественно, сработает система громкого оповещения. У нас уже готова пленка с объявлением на русском и английском языках. В тексте говорится о том, что действие спектакля по техническим причинам остановлено. Всем предлагается спокойно, без паники покинуть помещение. Билетеры должны открыть двери лож, зала, вывести людей на эвакуационные лестницы. Сцену и зрительный зал защитит противопожарный занавес. Это железобетонная конструкция весом в 32 тонны и размерами 18 на 11 метров. Занавес всегда опускается на ночь и днем, когда нет репетиций... Важно при этом спасти от огня сценические костюмы прошлых столетий. Есть ведь и такие реликвии, в которых выступали, к примеру, Шаляпин, Уланова... А также ценные музыкальные инструменты, ноты, столовое серебро из главного буфета. И старинную мебель тоже - зеркала, столы, кресла из Бетховенского зала и Царской ложи.
- Я здесь уже двенадцатый год работаю, - признается начальник части. - Сначала с удовольствием ходил на все постановки. Мои любимые - балет "Корсар" и опера "Пиковая дама". Со временем, правда, стал реже посещать спектакли. Многие из них я знаю уже чуть ли не наизусть. Для нас, пожарных, театр - в первую очередь работа...