КОНЕЦ АТОМНОЙ ПАУЗЫ

В 2003 году на карте российского Минатома появится новый объект - 3-й блок Калининской АЭС. Директор станции Станислав Антипов уверен, что уже следующим летом состоится физический пуск блока, который начали строить еще в 1987 году, и который обошелся стране в 500 млн. долларов. Сооружение объекта потребует еще 350 млн. долларов и будет завершено силами концерна "Росэнергоатом" - единой генерирующей компании, собравшей под своей крышей все наши АЭС.

Многострадальную атомную стройку заморозили на волне чернобыльского страха. Тогда в декабре 1986 года на Калининской станции едва успели справить ввод в эксплуатацию второго блока. Традиционного праздника для энергетиков по этому поводу не получилось. Все ждали повторной экспертизы на надежность готового к работе блока. В январе 87-го после изрядной нервотрепки второй блок станции все-таки выдал первую электроэнергию. Следующие два блока АЭС так и остались незавершенными. Правительство СССР, поддавшись тревожным настроениям в обществе, поторопилось принять решение о консервации строительных работ на третьем блоке, а четвертый и вовсе попал под запрет. В один день замерли - как оказалось на долгие годы - исполинские краны, нависшие над уже возведенным реакторным корпусом, замолчали все механизмы строительной жизни. Не у дел оказались 11 тысяч строителей атомного объекта. Генеральный подрядчик строительства трест "Севзапэнергострой" вынужден был распустить армию строителей по домам.
К тому времени объект, по словам директора станции, был готов на 60 - 70 процентов. Зарытыми в землю и бетон оказались почти полмиллиарда рублей.
- Чтобы достроить 3-й блок, нам по меркам и возможностям советского времени требовался всего год напряженной, но уже отлаженной работы, - сетует Станислав Антипов. - Теперь на это дело уйдет в два раза больше времени. И то, если вопрос финансирования будет решаться достаточно оперативно и в полном объеме.
Главный вопрос рыночной эпохи - деньги. Он как раз и есть головная боль руководства станции и строителей. Генеральный директор треста "Севзапэнергострой" Михаил Розенбаум признает, что для удовлетворения нужд строителей и полной готовности блока к работе не хватает порядка 8,5 млрд. рублей. "Душу вытрясем, но деньги на строительство получим", - уверенно заявляет заслуженный строитель России. Он с болью вспоминает времена, когда специализированная контора едва не развалилась за годы вынужденного безделья.
Оптимизм генерального подрядчика разделяет и директор АЭС. Правда, Антипов больше полагается на завершившуюся реорганизация атомного хозяйства страны и надеется, что теперь финансирование будет стабильным. Собирание АЭС под одной крышей "Росэнергоатома" задумывалась не только для того, чтобы станции перестали на рынке электроэнергии ставить палки в колеса партнерами по отрасли, что нередко имело место. Теперь по идее и тариф должен быть выше, и деньги из общей казны пойдут на подъем отрасли. В том числе за счет новых АЭС, которые согласно стратегии развития отрасли должны строиться общими, уже объединенными силами.
А планы Минатома весьма обширные. Кроме Калининской-3, до 2005 года запланирован ввод в строй энергоблоков на Курской, Волгодонской, Балаковской и Белоярской АЭС. Каждый из объектов обойдется почти в миллиард долларов, так что деньги на эту стратегию нужны куда большие, чем зарабатывает каждая станция в отдельности. Оправдаются ли надежды привлечь для масштабной программы дополнительные деньги от тарифных отчислений еще не совсем понятно. Хотя надежды на этот основной источник (порядка 60 - 70 процентов) у атомщиков достаточно серьезные. В этой связи Антипов не скрыл, что себестоимость полученной в прошлом - последнем году независимой жизни составляла всего 18,5 копейки за киловатт электроэнергии. Вот если бы еще стоимость атомной энергии удалось несколько подвинуть к той, по которой она на оптовом рынке продается потребителям, то отрасли можно бы спокойно жить и развиваться.
Пока на Калининской довольны тем, что платить за отпущенную энергию стали живыми деньгами, а не как раньше, суррогатными векселями. Разрешилась наконец ситуация и с долговыми проблемами РАО "ЕЭС России". Памятны еще времена, когда за свою продукцию местные атомщики получали от энергохолдинга только 4 процента "живыми" деньгами. Остаются еще опасения в связи с тем, что в планах генкомпании вопросы финансирования строительства на АЭС по степени важности отнесены лишь на четвертое место. Хотя на начало года директор АЭС вопрос финансирования стройки охарактеризовал, как оптимистичное. Если в прошлом году на все строительные работы по 3-му блоку было выделено 3 млрд. рублей, то в этом обещано уже вдвое больше. Как всякому хозяйственнику, Антипову наверняка хотелось бы тех самых 8,5 млрд. рублей, на которые замахнулся строитель Розенбаум.
- Мы не исключаем варианта, когда для завершения стройки придется воспользоваться кредитом, - предположил руководитель станции. - Все будет зависеть от конкретно складывающейся финансовой ситуации и от готовности банков предоставить "длинный" кредит.
На Калининской уверены, что в любом случае блок будет пущен в эксплуатацию в намеченный срок. Поэтому приступили к форсированному решению кадровой проблемы. Этим летом в Удомле ждут первую группу из ста выпускников вузов. Пока дело дойдет до пуска, они смогут наработать практический опыт обслуживания ядерного объекта. Ну а у строителей нет времени на обучение "практикантов". В мае их команда вырастет примерно на тысячу строителей-профессионалов. Сегодня на завершении блока уже работает 5600 человек.
- Часть сил мы бросили на сооружение 6 модульных общежитий, в которых разместится пополнение, - рассказывает Михаил Розенбаум. - Полагаем, что таким образом сформированный отряд в дальнейшем продолжит работу на 4-м энергоблоке КАЭС. Ведь за десять лет вынужденного простоя строительная индустрия отрасли потеряла много высококлассных специалистов. Мы с великим трудом набрали команду сварщиков для работ на первом контуре реактора. Это вам не сантехнику чинить в жэке, и даже в лучшие для нас времена сварщиков такого уровня знали поименно. Теперь все приходится начинать сначала. С учетом планов Минатома мы решили воссоздать мобильную команду, способную выполнять в комплексе всю строительно-монтажную работу. Поэтому принимаем участие в тендере по строительству 2-го блока Волгодонской АЭС. Кроме того, "Севзапэнергострой" будет бороться за контракты на строительные работы на Ивановской парогазовой электростанции, а также на аналогичных объектах РАО "ЕЭС" в Сочи и Краснодаре. Кстати, мы уже принимали участие на сооружении Бурейской ГЭС в качестве подрядчика, так что наработанный опыт нам в помощь. А вообще моей мечтой остается создание строительной компании, способной освоить любой объем работ - с учетом старого опыта, но уже применительно к рыночным условиям. Никаких массовых призывов на работу военных и заключенных больше уже не будет. Нам нужны только специалисты-профессионалы. Атомные станции не терпят дилетантизма.
Кстати заметить, что из всех задействованных на станции атомщиков и строителей большая часть - жители Удомли и ближайших тверских окраин. А средняя зарплата персонала здесь превышает 7 тысяч рублей, что очень прилично для глубинки. Может, еще и поэтому нет в области былого противостояния общественности планам строительства 3-го блока. Хотя директор АЭС не склонен к благостному настроению по этой части. Просто сегодня вопросы безопасности и экологии выходят на уровень экспертных институтов и лабораторий. В тишине этих ведомств атомщикам могут "пустить кровь", что на самом деле и происходит. Во всяком случае, подготовленный 500-страничный фолиант экспертиз экологами был подвергнут самой критической оценке. По многим параметрам атомщиков заставили поработать заново. На станции не делают из этого трагедии. Они понимают озабоченность контролеров и готовы сделать все, что требуется.
Здесь иного не могут понять и принять. По сей день на атомщиках лежит тяжким бременем ноша ответственности за жилищно-коммунальное хозяйство. Мало того, что они построили город энергетиков, так теперь их заставляют платить и содержать всю Удомлю за свой счет. Причем без налоговых скидок. Между тем все издержки такого рода ложатся на себестоимость вырабатываемой электроэнергии, а, значит, она для потребителя на рынке становится дороже.
Кстати, рынок Северо-Запада России в отличие от других регионов является энергоизбыточным. С завершением строительства нового энергоблока на КАЭС рассчитывают продавать продукцию соседям. Для чего запланировано строительство ЛЭП в Вологодскую область, на металлургический комбинат "Северсталь". Кроме того, на Калининской разрабатывают проекты экспорта энергии. Это выгодно, потому что стоимость электроэнергии на мировом рынке значительно дороже, чем в России. К месту вспомнить, что в советские годы страна продавала электроэнергию в Скандинавию. Почему бы не использовать тот опыт?