ЕГО ЖДАЛИ В РОСТОВЕ

Тур Хейердал на Дон приезжал в течение последних двух лет дважды. Опираясь на древние рукописи, которые он внимательно изучил, Тур Хейердал решил доказать верность гипотезы о том, что предки викингов когда-то жили на Дону.

В первый приезд в сентябре 2000-го он установил необходимые контакты с российскими учеными, а уже через шесть месяцев, в апреле 2001-го, в Ростовскую область прибыли шведские, норвежские археологи. Вместе с российскими коллегами они начали раскопки на территории Азова.
Тур Хейердал решительно отвергал встречи с журналистами. Причина того - его плотный рабочий график. Интервью у него не смогли получить представители американских и английских СМИ, поселившиеся рядом со знаменитостью в той же провинциальной азовской гостинице, что и он. Тем не менее для "Труда" известный писатель сделал исключение, и я всегда буду считать эту встречу подарком судьбы. Помню скромно обставленный двухкомнатный номер. Стол с аккуратно разложенными бумагами. Здесь он работал над рукописью новой книги.
Хейердал тепло говорил о своей матери, благодаря которой, как он считал, у него зародилась"тяга к мыслительной деятельности". От отца, много ездившего по странам Европы, почерпнул страсть к путешествиям. Ученый рассказал, что очень любит свой дом, расположенный на одном из Канарских островов. "Это большая старая ферма, ей 300 лет. Мне нравится там, потому что вокруг много земли, где могут свободно жить животные и растения". Но более всего Хейердал мечтал о том, чтобы люди свободно могли жить там, где вольно их душе. Чтобы стерлись грани непонимания, отчуждения. А этому, по его мнению, всегда способствует общее, созидательное дело. Сам он был человеком мира, тепло встречаемым в любой точке земного шара.
Так было и у нас, на Дону. Его радушно принимали студенты университетов, ученые, простые люди, с неизменным интересом слушавшие его лекции. Вставал господин Хейердал обыкновенно в шесть утра. В семь его уже можно было видеть среди раскопов, на вершины которых он взбирался легким пружинистым шагом, несмотря на свои 86 лет. Международную научную экспедицию археологов он финансировал сам, выделив для этой цели немалую сумму - 70 тысяч долларов. "Я не очень богатый человек, - помню, сказал он во время нашей беседы, - но мой принцип - никогда ни у кого не просить денег".
Почти за три месяца работы ученых, что длилась в прошлом году, под Азовом было найдено более трех тысяч уникальных экспонатов, которые теперь выставлены в музеях Дона. Сдружившись во время археологических раскопок, ученые России и стран Скандинавии ведут теперь переписку, готовят новые общие проекты. Знаменитый путешественник мечтал организовать на Дону международный археологический центр. Как сообщили корреспонденту "Труда", в апреле этого года Хейердал намеревался вновь приехать в Ростов-на-Дону, чтобы продолжить начатое дело. Уже готовились визы, поскольку первые научные итоги проведенных ранее раскопок говорили о том, что ученые на верном пути.
И вторую археологическую экспедицию Хейердал вновь намеревался финансировать из личных сбережений. Смерть оборвала его планы. Лодка великого путешественника, увы, причалила к своему последнему берегу.