ПЯТНО НА МАНТИИ

С 1 июля этого года вступает в силу новый Уголовно-процессуальный кодекс РФ. Этот документ называют революционным, поскольку он многократно расширяет права и обязанности судей. Безусловно, судья - фигура особенная. От его квалификации, честности, принципиальности зависят человеческие судьбы. А от того, насколько эффективно функционирует судебная система в целом, зависит само существование государства и его авторитет в глазах общества.

Все это - прописные истины. А что происходит порой на деле? Взять конкретный пример - Башкирию. Уже не один год из Уфы победно рапортуют об успехах в ходе судебной реформы. Но от этого проблем не становится меньше. Почему? Одни считают, что виновата сама система, другие - что дело в судейских кадрах.
А, как известно, кадры решают... Один из таких кадровых выдвиженцев - Марат Вакилов вот уже несколько лет занимает должность председателя республиканского Верховного суда. Ясно, что место это не последнее в местной иерархии, и очень хлопотное.
Комитет по законодательству, государственному строительству и судебно-правовым вопросам Госсобрания Башкирии уже указывал на волокиту в деле представления судей к назначению на новый срок, и часто в этой связи звучала именно фамилия М.Вакилова. Почти 17 месяцев пролежали в Верховном суде РБ документы судьи Калининского района Марданова. Еще четверо судей дожидались представления 8 месяцев, а тех, кто ждал решения участи от 2 до 8 месяцев - уже десятки.
Все это не только не способствовало нормальному ходу судебной реформы, но ставило деликатный вопрос о легитимности судебных решений. Ведь право судьи исполнять свои обязанности после истечения срока полномочий до вступления в должность нового коллеги появилось лишь в самом конце декабря 2001 года. А до этого легитимность решений судьи, чьи полномочия истекли, была весьма сомнительной. Получается, что волокита с назначением судей в 1998-2001 годах могла посеять сомнения в законности вынесенных приговоров и привести к пересмотру решений по гражданским делам. "Представления о продлении сроков полномочия в квалификационную коллегию председателем Верховного суда РБ вносились или перед истечением, или после истечения сроков. Только по этой причине судьи утратили легитимность, вынуждены были ходить без рассмотрения дел, а некоторые под диктатом, нарушая законы, рассматривали уголовные и гражданские дела", - прямо заявил в одном из выступлений тогдашний председатель квалификационной коллегии судей республики Разалиф Шамсутдинов. Надеемся, что он знает, о каких делах идет речь.
Волокита ли это, как считает Госсобрание РБ, или причина просто в нехватке времени у председателя ВС РБ, нам не ведомо, хотя, скажем, на решение вопросов о собственном жилье время М.Вакилов находил всегда.
Мы не будем посвящать читателя в перипетии с квартирами верховного судьи. Отметим лишь, что по закону о статусе судей служители Фемиды действительно имеют право на дополнительную жилую площадь и улучшение жилищных условий. И они были улучшены. В справке Государственного контрольного комитета РБ зафиксировано: вместо квартиры площадью 65,3 кв.м М.Вакилов получил квартиру площадью около 140 кв.м. Требование закона о дополнительной площади для судей не менее 20 кв.м были перевыполнены с лихвой. Все бы ничего, да только прежнее жилье судья государству не сдал. А может, государство не взяло? Но и с самой квартирой не все просто. Примечательным является тот факт, что ремонт в ней делался ООО "Стройсервис - 98" - фирмой, занимающейся ремонтом здания Верховного суда РБ. Вот какая выходит "загогулина". Если прочитать договор, заключенный между строителями и председателем Верховного суда на проведение ремонта новой квартиры, то из него вытекает, что деньги за ремонт платят строители, а М.Вакилов осуществляет приемку. Правда, Федеральный закон "О статусе судей" говорит о дополнительной площади, а не о ламинированных полах, тем более за счет бюджета. Но может быть, в Башкирии уже перешли на новые стандарты строительства, и все новоселы получают квартиры с кафелем и хорошими полами?
Республиканское судебное сообщество молчит. Возможно, потому, что всем памятен случай, когда председатель Верховного суда РБ внес представление о прекращении полномочий почти 80 судей, хотя ранее в их отношении имелись положительные заключения квалификационной коллегии судей. Тогда эта инициатива М.Вакилова, очень похожая на акцию устрашения, провалилась. Но чем черт не шутит? Покритикуешь начальство - и документы на переназначение уйдут наверх попозже?
Так ли должна проводиться судебная реформа? Возникает резонный вопрос: какова реакция местных и федеральных властей? В сложившейся ситуации также важна, надо думать, позиция Верховного суда РФ и президиума квалификационной коллегии судей РФ. Ведь и Верховный суд Башкирии, и все районные суды республики являются частью единой федеральной судебной системы.
Впрочем, в республике, похоже, "процесс пошел" - недавно Государственный контрольный комитет Башкирии начал проверку ряда жалоб на председателя Верховного суда. Многих тут интересует, насколько это серьезно?