ПО РУБЛИКУ ЗА КИРПИЧ С ВЕНЗЕЛЕМ

Недалеко от въезда в старинную часть Льгова (город домонгольской Руси, именовавшийся в

Недалеко от въезда в старинную часть Льгова (город домонгольской Руси, именовавшийся в летописях "Ольгов") есть необычное для этих мест архитектурное сооружение - "башня Шамиля". Она венчает один из углов каменной ограды дворцово-паркового ансамбля имения князей Барятинских. Одно время - в 1868 - 1871 годах им владел генерал-фельдмаршал Александр Иванович Барятинский, царский наместник на Кавказе, руководивший окончательным разгромом войск Шамиля. Как известно, имам был пленен, затем, получив от российского императора дворянский титул, жил в Калуге, откуда переехал в Киев. Достоверно известно, что по пути он некоторое время гостил в имении своего победителя - дворце Марьино под Рыльском. Оттуда до льговского имения Нижние Деревеньки всего 30 верст, и, по всей вероятности, Шамиль здесь побывал. По преданию он молился в строении, напоминавшем ему башни в горах Кавказа. Отсюда и название - "башня Шамиля". По другой версии (которую отвергают историки) Шамиля держали в льговской башне первые месяцы пленения. Так или иначе, для местных жителей башня остается исторической реликвией.
В советское время тут размещался санаторий, потом - райбольница. После 1996 года усадьба опустела, поскольку стала аварийной, а средств на реставрацию или ремонт нет. Зато ворам тут раздолье. Сначала они выдирали остатки дворцовых дверей и полов, окна, перегородки, потом взялись расковыривать ломами и кирками стены. Дворянские гнезда на Руси строили из кирпича, который по качеству не чета нынешнему. Набирая мешками и тележками, вандалы вывозят его на продажу. А охотников до княжеского кирпича с именными вензелями хватает. Местные СМИ не раз поднимали эту проблему, но средств на охрану усадьбы Барятинских у города нет. Любопытно, что вся усадьба числится памятником регионального значения, а "башня Шамиля" - федерального. Но и Москва никаких денег на спасение государственного достояния не нашла.
Начальник госинспекции по охране и использованию памятников истории и культуры Курской области Николай Башкатов рассказал, что сейчас ведутся переговоры с одной из фирм, которая заинтересовалась этим дворцово-парковым ансамблем. Но возьмется ли она за восстановление разрушенных строений - еще вопрос.
Обойдя горемычную усадьбу, я убедился, что только "башня Шамиля" в более или менее приличном состоянии. А, например, княжеский флигель, украшенный крыльцом с колоннами, - в трещинах и сколах. В нем поселились бездомные люди и козы. Полуразрушена деревянная галерея, соединявшая флигель с двухэтажным главным домом, а сам дом - без окон и дверей, торец разобран по кирпичику. От дома с мезонином и домовой церкви остались груды битого кирпича. Сохранилась лишь въездная каменная аллея с дубами-великанами.
...Перед главным корпусом (бывшим больничным) с пустыми глазницами окон стоит на осыпающемся постаменте Ильич. Простертая куда-то вдаль рука революционного вождя давно отвалилась, краска облупилась, гипс осыпается. Как говорится, за что боролись - на то и напоролись.