КАК УЧИЛИ

Очнувшиеся от многолетней вынужденной спячки заводы, новые промышленные фирмы и холдинги буквально кричат о кадровом голоде, зазывая квалифицированных рабочих на высокие зарплаты.

Но беда в том, что многие училища и техникумы, прежде готовившие заводских и фабричных специалистов, давно оторвались от реальной экономики. В 90-е годы, чтобы выжить любой ценой, кое-какие из них поменяли профиль: вместо слесарей и токарей, оказавшихся ненужными умирающим предприятиям, начали выпускать гувернеров, секретарей-референтов, бухгалтеров. А другие ПТУ, за отсутствием светлых перспектив, по инерции продолжили обучать молодежь по устаревшим программам и на допотопном оборудовании, без учета потребностей изменившегося рынка.
Первым шагом к исправлению ситуации стал перевод (с 1 января 2005 года) ПТУ и техникумов с федерального подчинения на региональное и муниципальное. Местным администрациям и представителям бизнеса был дан сигнал: хотите получить высококлассных специалистов - подключайтесь к созданию условий для их подготовки, не жалейте денег на инвестиции в качественное профессиональное образование. Стоит заметить, что руководство 11 субъектов Федерации (среди них Москва, Нижний Новгород, Самара) сумело еще в конце "окаянных" 90-х проявить дальновидность, забрав в свое ведение училища и техникумы без всяких указаний сверху.
"Сегодня мы не готовим ни одного выпускника "в никуда", - говорит нижегородский министр образования и науки Сергей Наумов. - Все ребята распределяются на предприятия области. Причем работодатели сами диктуют, какие им нужны специалисты, сами обеспечивают производственную базу, сами доплачивают мастерам". Обучившись профессии рабочего, каждый молодой человек при желании может продолжить учебу в техникуме или вузе. Кстати, именно так строили свою карьеру многие нынешние руководящие работники Заволжского моторного завода - предприятия-гиганта, обеспечивающего двигателями отечественную и зарубежную автомобильную промышленность.
Заволжье - город небольшой, население - 43,8 тысячи человек. Моторный завод для города - это и впрямь его "мотор", главный кормилец и спонсор. Он дает работу 15 тысячам человек, построил Ледовый дворец, открыл сеть отлично оснащенных спортивных и досуговых центров, организовал благотворительный фонд "Надежды Заволжья", помогающий одаренным детям. В ведении завода - три учреждения профобразования: ПТУ N 81, автомоторный техникум и филиал Нижегородского технического университета. Администрация предприятия делает все, чтобы в этих учебных заведениях молодежь могла по максимуму реализовать свои способности.
В старой части города - автомоторный техникум. На очном отделении занимаются 1200 учащихся плюс 200 заочников. По договору, который заключается раз в пять лет, завод заказывает необходимое количество специалистов (заказ ежегодно уточняется), вносит при необходимости изменения в учебные планы и программы, организует практику студентов и участвует в их итоговой аттестации. Техникум, в свою очередь, получает от завода гарантию трудоустройства выпускников. Кстати, средняя зарплата на предприятии - около 9 тысяч рублей, а новоиспеченный специалист получает чуть более 5 тысяч. Это немного, но, как заметил директор учебного заведения Олег Уткин, "все же больше, чем зарплата мастера производственного обучения". Специальные дисциплины студентам преподают сотрудники завода. Большинство преподавателей техникума - высшей категории, среди них доктора и кандидаты наук.
Оснащению автомоторного техникума может позавидовать любое учебное заведение: 44 кабинета, 22 лаборатории, спутниковое телевидение, повсюду компьютеры, аудио- и видеотехника. Есть даже своя типография, в которой ребята выпускают газету "Моторчик"... Студенты, с которыми я разговаривала, никуда из города уезжать не собираются. Жизнь на малой родине их вполне устраивает.