ЛИЦЕИСТКА И ЧИНОВНИК

Двадцать лет назад юная Лена Перова начала заниматься пением и хореографией. И вскоре вошла в дебютный состав девичьей группы "Лицей", ставшей необычайно популярной в середине 90-х. Затем приняла участие еще в нескольких музыкальных проектах. Параллельно работала телеведущей на разных каналах.

- Как началась ваша телевизионная карьера?
- Однажды мой брат (директор детской редакции ОРТ Сергей Супонев, погибший несколько лет назад в результате несчастного случая. - Прим. авт.) сделал мне заманчивое предложение стать ведущей детской программы "Щас спою" на ТВЦ. И я дала согласие, хотя с моей стороны это была чистая авантюра, ведь у меня не было ни соответствующего образования, ни опыта. Тем не менее программа выходила довольно долго. Кроме того, я вела "Партийную зону" на ТВ-6 и цикл передач "Правильный выбор", который делался по заказу Минздрава. Успела поработать и на радио. А полтора года назад мне позвонил Михаил Ефимович Швыдкой с предложением вести с ним программу "Жизнь прекрасна!". И дал мне на раздумье всего четыре дня...
- В каждом выпуске программы вы говорите об определенном периоде отечественной эстрады. Приглашенные в гости исполнители поют песни того времени. Почему вы сделали ставку на ретро?
- Дело в том, что, если бы мы обсуждали только современные песни, наша программа закрылась бы ровно через три месяца. Тот объем музыкальной продукции, который существует сейчас, несопоставим с музыкой, записанной почти за целый век. Ни по количеству, ни по качеству. Да и что значит ретро? Песни десятилетней давности - это для кого-то уже ретро. А для кого-то песни 50-х вполне современны... К тому же одна из задач, которую мы ставим перед собой, - заинтересовать музыкальной культурой прошлого молодых. Ведь их интересы и вкусы упрощены до примитива. И при этом нет ни малейшего желания подняться над этим уровнем. Вот мы и надеемся, что их сегодняшние кумиры, которых мы приглашаем на программу, сумеют привлечь внимание к замечательным старым песням.
- Как думаете, чем песни прошлого века отличаются от нынешних?
- Такие авторы, например, как Дунаевский, Пахмутова, Гладков, Тухманов, сочиняли для людей. И им было важно, будут ли они услышаны. С тех пор многое изменилось. Сегодня авторы пишут либо исключительно для себя, не заботясь, поймут ли их слушатели. А чаще сочиняют некое бессмысленное "тра-ля-ля" для концертного чеса под фанеру.
- Какие-то годы были особенно продуктивными?
- Мне кажется, такой была эпоха оттепели, когда в нашу музыку прорвалась западная музыкальная культура и одновременно прорвался накопленный и сдерживаемый у нас потенциал. Это были годы, когда люди, жившие в средневековье, стряхнули с себя пепел войны и стали смотреть на мир другими глазами. Все было насыщено оптимизмом и легкостью. Вспомните хотя бы фильмы Гайдая. Но к концу 70-х, к Олимпиаде все это уже затихло. Застой был уже везде, и в музыке тоже.
- Кто подбирает темы для программы?
- В компании "Игра-ТВ", которая выпускает ее, замечательный редакторский штат. Они и темы подбирают, и гостей приглашают. Мы с Михаилом Ефимовичем в этом смысле не знаем бед. Наша задача лишь обсудить предварительно детали, кто и о чем из нас будет говорить. А дальше - как пойдет. Снимаем-то мы все без дублей, в режиме "живого эфира". Зачастую и сами не знаем, куда в своих рассказах могут завести наши гости. Кстати, и если кто-то плохо спел, уже не переснимаем.
- Вы принципиально отрицаете пение под фонограмму. Слышала, что кто-то из исполнителей отказался принимать участие в программе из-за нежелания петь живьем...
- Было. Но это не единственная причина отказа. Некоторые эстрадные исполнители, скажем, считают, что правила, принятые у нас, нарушают их звездный статус. Они находятся в студии среди зрителей, а не на сцене, их не разделяет рампа, и это их смущает. Вот Леня Агутин, к примеру, отказывался. У него свои отношения с поклонниками. А некоторые боятся ударить в грязь лицом при исполнении довольно сложного ретро-репертуара.
- Вы со Швыдким - люди разных поколений. Возникают ли у вас какие-нибудь спорные моменты по поводу музыкальных пристрастий?
- Я с любопытством наблюдаю за его реакцией на молодых исполнителей. Безусловно, ему комфортнее общаться с людьми своего поколения, нежели с молодежью. Очень часто по поводу того или иного гостя он спрашивает меня: "А это кто, что он сделал?"
- Он диктатор?
- В определенной степени да. У него есть свое мнение и отношение к чему-либо, есть и предубеждения. Ко многому он относится с иронией. Но надо отдать Михаилу Ефимовичу должное: он очень современный человек, который уважает музыкальные пристрастия других. Он настроен на познание и получение новой информации.
- Как вы думаете, есть ли в эстраде последних лет что-то такое, что заслужит отдельного рассказа лет через двадцать?
- Трудно сказать. Но в конце 90-х было яркое и запоминающееся, не похожее ни на что явление Земфиры и "Мумий Тролля". Я до сих пор с удовольствием слушаю первые альбомы Земы. К тому же мы знаем далеко не все пласты современной музыки. Индустрия развлечения выносит на поверхность то, что приносит прибыль. Ему отдают эфиры. Но есть достойные музыканты, которые выступают в клубах на маленьких площадках. Их знает ограниченное число поклонников. Возможно, когда-то их творчество будет оценено по достоинству.
- Как вы относитесь к "Фабрике звезд" и "Народному артисту"?
- Спокойно. Понимаю, что это индустрия, которую телевизионщики затеяли ради собственного заработка. Купили лицензию и по ней штампуют звезд. При этом они отодвинули других артистов, которые идут к успеху через тернии и свершения. Конечно, это серьезный подрыв и для старой гвардии. Я очень надеюсь, что эти проекты хотя бы дают возможность чего-то добиться талантливым молодым людям. Но главное для них - не потерять себя. А такая опасность велика. Продюсеры хотят получить определенный продукт и лепят из ребят то, что им нужно, заставляя забыть о своей органике. Я знаю таких артистов, у них огромный потенциал, но нет возможности раскрыться. Тот же Саша Панайотов...
- Кстати, частый гость вашей программы.
- К сожалению, как выяснилось, людей, которые умеют петь старые песни в новой аранжировке, при этом понимая их смысл и донося его до зрителей, не так уж и много. Саша из таких.
- Многие исполнители поп-музыки выносят свою частную жизнь на публику. Это связано с особенностями жанра или с конкретными личностями?
- Все вместе. Есть ньюсмейкеры, которые знают, что именно нужно продавать. Издатели прекрасно понимают, про кого конкретно домохозяйкам и юным фанаткам интересно читать. Так вот, им совершенно не интересен тот факт, что некто Саша Васильев (рок-музыкант из группы "Сплин". - Прим. авт.) женился и родил ребенка. Гораздо занимательнее обсудить, с кем живет Земфира, трансвестит ли Боря Моисеев и кого в очередной раз послал на три буквы Филипп Киркоров. Все дело в музыкальных пристрастиях публики.
- Но вы и сами время от времени становитесь объектом светской хроники.
- Ну да. Тут вот недавно в ресторанчике обсуждали с продюсером что-то. Я жестикулировала. А потом опубликовали фотографию, где я машу рукой, и написали: "Лена Перова устроила разборку в публичном месте".
- Вы еще подростком почувствовали вкус славы. Детская психика часто не выдерживает таких перепадов, многие ломаются. Вы прошли этот период безболезненно?
- Абсолютно. Я выросла среди музыкантов, работавших в оркестре Театра сатиры. Моя мама - пианистка, папа - кларнетист и саксофонист. За кулисами я встречала Андрея Миронова, Анатолия Папанова, Александра Ширвиндта... Для меня популярность не была чем-то сверхъестественным. И к тому, что меня узнают на улицах, относилась спокойно. И родители меня правильно настроили, объяснив, что популярность - не результат моей исключительности, а составляющая профессии, если ты занимаешься ею успешно.
- А все же, из-за чего вас в свое время уволили из "Лицея"?
- Официальным поводом стала моя параллельная деятельность на телевидении. А вообще коллектив создавался конкретно под одну из участниц. Я практически не пела, ведущие партии отдавались ей. Если группа давала интервью, и в силу каких-то обстоятельств на вопросы больше приходилось отвечать мне, это порицалось продюсером. Словом, мое участие в коллективе было номинальным.