РЕЦЕПТЫ ДОКТОРА ЖИВАГО

НТВ объявил о скорой премьере долгожданной многосерийной экранизации знаменитого романа Бориса Пастернака "Доктор Живаго". Фильм выйдет на телеэкраны в мае и будет показываться по будним дням в прайм-тайм.

Режиссер Александр Прошкин, известный как мастер многосерийных полотен на исторические темы ("Михайло Ломоносов", "Николай Вавилов"), не обращался к этому жанру уже 15 лет. А вернуться на телевидение, по его собственному признанию, его заставил роман Бориса Пастернака "Доктор Живаго": "Я впервые прочитал его в 1962 году, в самиздате, на папиросной бумаге, и был потрясен. Конечно, первая экранизация романа должна была осуществляться здесь, в России. Но, увы, тогда это было невозможно, и пока мы только мечтали об этом, Дэвид Лин в 65-м году сделал замечательное кино, удостоенное множества наград американской киноакадемии. Тем не менее, я считаю, что мы, экранизировав эту книгу сегодня, совершили определенный поступок. И я счастлив, что у нас была возможность говорить об истории России и том времени через призму сегодняшнего дня, говорить от себя и про себя".
По мнению Прошкина, "Живаго" невозможно экранизировать дословно, "ведь у Пастернака сложная тяжелая проза, поэтому Юрий Арабов создал драматургическое произведение по мотивам романа", которое и легло в основу фильма. В то же время маститый Арабов признается: "Поскольку, работая с таким материалом, как "Доктор Живаго", невозможно действовать напролом, я работал методом самонаведения. Как настоящий бильярдист никогда не целится точно в лузу, проводя к ней шар сложными комбинациями, так и я продирался к пастернаковскому тексту по наитию, окольными путями. Понятно, что многие литературные вещи на экране передать невозможно. И мне бы очень хотелось, чтобы после просмотра картины зрители прочли роман".
Но авторы фильма не считают картину элитарной. "Это простая человеческая история, - говорит режиссер. - История любви и страсти. Любви божественной и любви-проклятия. Центральная фигура нашего фильма - Лара, странная женщина, полубельгийка, полуфранцуженка, выросшая в России. И эта внутренняя непохожесть на остальных, эта ее инакость привлекают к ней мужчин".
Красавицу Лару, разрываемую между любовью к поэту Живаго и страстью к адвокату Комаровскому, сыграла Чулпан Хаматова. "Мне было невероятно комфортно работать с Александром Прошкиным, - говорит актриса. - Подобное я испытывала только на съемках у Абдрашитова, когда с первого съемочного дня тебя окутывают уважением и любовью. Предыдущие экранизации я намеренно не смотрела, поскольку у каждого человека при прочтении книги возникает свой образ героев. И мне очень приятно, что наши с режиссером представления о Ларе абсолютно совпали. Мы с гримерами долго искали тот образ, который в итоге получился. Эти волосы, прическу, одежду. Должна признаться, что годы, описанные в романе, - это мой любимый период в истории России, время рождения новой жизни. И я с удовольствием окунаюсь в него снова и снова. Но самое главное, у моей героини очень сложная и интересная история. Ведь, с одной стороны, она любит Живаго - но эта любовь к поэту, художнику, которая обречена. А Комаровский - это земная страсть, любовь - как проклятие, от которой она не в силах избавиться".
Партнерами Хаматовой стали два прекрасных русских актера - Олег Меньшиков (Юрий Живаго) и Олег Янковский (Комаровский). В отличие от своей партнерши Олег Иванович смотрел предыдущие экранизации романа: "На мой взгляд, в американской версии фильма мой предшественник Род Стайнер сделал Комаровского достаточно поверхностно. Все-таки разность культур и менталитетов слишком велика. А еще мне хотелось показать, что революции в действительности совершают не революционеры, а юристы. И Комаровский, безусловно, сродни героям сегодняшнего дня. По сути, он - коммерсант, человек с сильным и устойчивым нутром, только такие и выживают в эпоху катаклизмов. А поэту в условиях, которые были тогда и которые есть сейчас, не находится места. Но жизнь без поэзии обречена. И поэтому мне хотелось сквозь флер времени обратиться к человеку сегодняшнему с предостережением и надеждой".
Руководство НТВ заявляет, что сделает все, чтобы создать для картины максимально комфортные условия показа. Без рекламных пауз, конечно, не обойдется, но режиссеру будет дана уникальная возможность самому определить те эпизоды фильма, в которых появятся рекламные блоки. Сам Прошкин говорит о том, что боится рекламы, считая, что независимо от того, в каком месте она будет, разрыв художественной ткани неминуем, а значит, зритель так или иначе утратит нить повествования. Ну тут уж ничего не поделаешь, таковы законы рынка. Хотя, некоторые каналы уже вводят практику подачи особого телепродукта без рекламы. Но это слишком уж дорогое удовольствие, которое под силу не всем. А значит, зрителю придется запастись терпением и постараться досмотреть кино до конца. Пастернак все-таки...