ИЗДАТЕЛЬ - МОСКВА

В сегодняшнем выпуске "Книжной полки" представлены книги, увидевшие свет благодаря издательской программе правительства Москвы. Написанные разными авторами в разных жанрах, все они - каждая по-своему - являются страницами летописи "История Москвы и России".

Стоит произнести имя Василия Ливанова - сразу вспоминается знаменитый сыщик с Бейкер-стрит. Да, роль Шерлока Холмса стала своего рода визитной карточкой этого замечательного актера, и даже англичане признали его "лучшим Холмсом всех времен и народов". Хотя, конечно, Ливанов - это и "Слепой музыкант", и "Коллеги", и другие фильмы. А взять всенародно любимый мультик "Бременские музыканты" - и это Ливанов, только уже сценарист и режиссер-постановщик! Однако у Василия Борисовича много других талантов: он и художник, и драматург, и прозаик, и мемуарист...
В литературном даровании Ливанова могут убедиться читатели его трехтомника, вышедшего в серии "Жизнь замечательных москвичей". В первый том "Мой любимый клоун" вошли повести и рассказы "Агния, дочь Агнии", "Ночная "Стрела", "Друг человека", "Любовь зла", "Белая ворона"... Повесть "Мой любимый клоун" была напечатана в журнале "Юность", а потом экранизирована с Олегом Меньшиковым и Владимиром Ильиным в главных ролях. История коверного Сергея Синицына, усыновившего детдомовского мальчика Ваньку, полюбилась зрителям, но что-то все равно осталось за кадром. Например, авторский стиль: "Есть у клоунов такой испытанный беспроигрышный прием: неожиданно, ни с того ни с сего, прервать на манеже действие и, будто бы забыв о партнере, уставиться на кого-нибудь из публики, на кого-нибудь из первого ряда. Такая внезапная пауза обязательно сразу собирает на себе внимание всего цирка. Самое верное - уставиться на женщину: они быстрее и легче конфузятся, а ты, клоун, все глядишь и глядишь, как завороженный; женщина начинает без толку суетиться, хихикать, цирк веселится от души, а если рукой еще махнет, эдак: "Уйди, дурак!" - тогда все просто в восторге. А ты тут будто пришел в себя, начинаешь играть, что влюбился с первого взгляда, по уши влип, земли под собой не чуешь..."
Во втором томе "Наш друг Шерлок Холмс" автор делится воспоминаниями и впечатлениями о Борисе Пастернаке, который дружил с его родителями, Фаине Раневской, Сергее Образцове и других известных современниках.
Том третий "Елена - имя женское" включает сказки и пьесы.
"Мальчишки сороковых годов", к которым относит себя Ливанов, любили фильмы про войну, особенно "Подвиг разведчика". Однако на войне находилось место не только подвигам, но и предательству. Об этом рассказывает политический детектив Феликса Владимирова "Цена измены". Автор характеризует роман как "попытку воссоздать довольно закрытую область работы спецслужб - совместную деятельность оперативных сотрудников, занимавшихся розыском военных преступников, и следователей, работавших над уголовным делом". В основе - реальные события из жизни гитлеровского карателя Юхновского, который после войны долго скрывался под другим именем. Подобные случаи были не так уж редки, но этот оказался особым: Юхновский дослужился до ответственного поста - старшего редактора в издательстве Министерства гражданской авиации. Там он готовил очерки о подвигах советских людей в Великую Отечественную и даже стал кандидатом в члены КПСС. Разоблачили его через тридцать лет после войны.
Дело было засекречено, и только теперь эта история стала достоянием читателей. Помимо напряженного сюжета в романе есть интересные статистические сведения "из рассекреченных материалов КГБ СССР". Например, многие уверены, что едва ли не все красноармейцы, побывавшие в немецком плену или в окружении, отправлялись прямиком в сталинские лагеря. У Владимирова иные данные: "На 1 октября 1944 г. через органы НКВД прошли проверку 302 992 бывших военнослужащих Красной армии, побывавших в плену или в окружении.... Полностью сняты подозрения с 267 707 чел. (88,96 %), умерло и направлено в госпитали 5347 чел. (1,76%), в штрафбаты - 18 382 чел. (6,07%), арестовано 11 556 чел. (3,81%)".
А вот сведения по репатриантам: "К 1 марта 1946 г. было репатриировано 4 199 488 советских граждан (2 660 013 гражданских и 1 539 475 военнопленных), из них 1 846 802 поступило из зон действия советских войск за границей и 2 352 686 принято от англо-американцев и прибыло из других стран. Из прошедших проверку передано НКВД 226 127 чел. (14,69%). Всего в 1946 - 1947 гг. на спецпоселение поступило 148 079 власовцев и других пособников оккупантов... На 1 января 1953 г. на спецпоселении оставалось 56 746 власовцев, 93 446 были освобождены в 1951 - 1952 гг. по отбытии срока".
Военной теме посвящена и книга бывшего чрезвычайного и полномочного посла Великобритании в России, ныне президента Московской школы политики сэра Родрика Брейтвейта "Москва 1941", имеющая подзаголовок "Город и его люди на войне". Автор начинает с довоенных событий - краткого очерка об истории нашей столицы: "Крепость, ставшая потом Кремлем, первоначально состояла из сухого рва и частокола с деревянными башнями и была защищена с южной стороны самой Москвой-рекой... Южный берег реки - Замоскворечье - был равнинным, болотистым и оставался неукрепленным. Татарские всадники, время от времени проникавшие столь далеко на север, чтобы собрать дань и увести рабов, обычно становились лагерем на этой равнине, ожидая дани. Иногда они теряли терпение, грабили город и сжигали его до основания..."
Далее Брейтвейт пишет о "22 июня 1941 года" и "Ополченцах", "Панике" и "Эвакуации", о том, как "Русские сражаются", а "Сталин наводит порядок" (все - названия глав)... В книге приведены фотографии, показывающие "Москву дореволюционную" и "Москву между двумя войнами", "Защиту Кремля" и "Бомбоубежище в метро", защитников столицы - от генералов до рядовых, заградительные аэростаты и даже "Советских кинозвезд" того времени...
Многие документы и факты приводятся впервые. В этом большая заслуга не только автора, но и его добровольных помощников, которым Брейтвейт выражает признание: "...Приходилось встречаться в Москве со многими незнакомыми мне раньше людьми: с теми, кто был здесь в 1941 году, с их друзьями и родственниками, историками, журналистами и другими людьми, интересовавшимися этим периодом. Многие принимали меня у себя дома.... Все эти люди великодушно пожертвовали мне свое время и поделились своими воспоминаниями. Некоторые подарили мне экземпляры своих книг - полковые истории, мемуары, которые я бы никогда не смог найти сам... Эта книга является выражением моей благодарности всем им". А кроме того, еще одним напоминанием, что Россия и Великобритания в войну были союзницами по антигитлеровской коалиции.
Книги для тех, кому дорога история государства Российского. Для тех, кто не хочет быть "Иваном, себя не помнящим" (название повести Василия Ливанова).