Главная Культура 17:30 20 Апреля 2017 3629
Дефицит «Золотых масок» крепчал

Жаль, что наград не хватило на всех достойных

Сергей Бирюков

Фестиваль «Золотая маска» 2017 подвел итоги. Лучшая драма большой формы – «Русский роман» театра имени Маяковского. Лучшая драма малой формы – «Магадан/Кабаре» театра «Около дома Станиславского». Лучшая опера – «Роделинда» Большого театра (копродукция с Английской национальной оперой»). Лучший балет – «Ромео и Джульетта» Екатеринбургского театра оперы и балета. Лучший мюзикл – «Биндюжник и король» театра Et Cetera. Лучший кукольный спектакль – «Колино сочинение» петербургского продюсерского центра «КонтАрт». Лучший спектакль современного танца – «Все пути ведут на север» театра «Балет Москва». Лучший спектакль в номинации «Эксперимент» – «Снегурочка» новосибирского театра «Старый дом».

А помимо этого – еще множество частных номинаций: лучшие мужские и женские роли, работы режиссеров, дирижеров, художников, меценатство, спецпризы жюри... В общей сложности около полусотни наград, все не перечислишь. И это на самом деле не так много, если учесть масштабы явления, именуемого российским театром. Как сообщила генеральный директор «Золотой маски» Мария Ревякина (вручавший награды за драму Евгений Миронов с юмором назвал ее просто «генерал»), эксперты фестиваля за год отсмотрели 936 спектаклей во всех концах страны, от столиц до таежных поселков, а на самом смотре в Москве состоялись 220 с лишним показов. Прошла серия трансляций спектаклей в кинотеатры страны. Впервые в истории фестиваля, при поддержке спонсоров, была организована выездная дискуссия «Есть ли жизнь за МКАДом» в Перми с участием Камы Гинкаса, Теодора Курентзиса и других ведущих деятелей театра...

В спектакле «По ту сторону занавеса» Александринского театра режиссер Андрий Жолдак спорит с самим законом гравитации

Главное ощущение – острота конкуренции. Например, в номинации «режиссер драмы» выстроился ряд из десятка с лишним претендентов. То, что награда досталась Андрею Могучему за ярчайшую, пронесшуюся в сумасшедшем драйве под скоморошью пляску молний «Грозу» Большого драматического театра, думаю, мало у кого вызовет возражение. Но ведь рядом были и Лев Додин с его ироничным и очень современным «Гамлетом» (где, правда, собственно «Гамлета» Шекспира, наверное, не больше трети, остальное – фантазии и аппликации из других драматургов и философов). И острый, мрачно-стильный «Ворон» Александринского театра в режиссуре Николая Рощина, получившего награду лишь за работу художника, что вызвало нескрываемое недоумение номинанта во время награждения. И фарсовая, конструктивистская «Чайка. Эскиз» Евгения Марчелли – эту полную сарказма и экспрессии работу ярославского театра имени Волкова арбитры фестиваля под руководством режиссера Алексея Бородина вообще не заметили.

Дефицит наград, относительно количества достойных работ, отчасти восполнили спецпризы «Трем сестрам» новосибирского театра «Красный факел» и постановке Александринского театра «По ту сторону занавеса» (по сути – те же «Три сестры», только перенесенные Андрием Жолдаком в пятое тысячелетие, но и там они, доказывает нам режиссер, были бы так же бестолковы и несчастны, как в 1900 году). Прекрасный ход, и согласен: актерское мастерство труппы Александринки имеет мало себе равных в России, а работу новосибирцев, по воле режиссера Тимофея Кулябина освоивших язык глухонемых, вообще можно назвать актерским подвигом. Но, кстати, почему оба названных, весьма масштабных и по форме, и по значению спектакля отнесены к категории «малая форма»?

Алена Тертова в образе Нины Заречной («Чайка. Эскиз» театра имени Волкова, Ярославль)

Овациями был встречен выбор лучшего актера и актрисы фестиваля: Евгения Симонова (Софья Толстая в «Русском романе») и Данила Козловский («Гамлет»). Но если первое имя действительно трудно оспорить, то среди профессионалов, знаю, немало и тех, кто, при всем обаянии Данилы, награду за мужскую роль отдали бы в иные руки – да хоть Игоря Волкова за образ Вершинина в тех самых препарированных «Сестрах» Жолдака, где гораздо больше именно актерской работы, чем эксплуатации собственной харизмы. И опять же странности номинирования: почему роль Панталоны (язвительно резонерствующая Елена Немзер) в «Вороне» отнесена ко «второму плану»? Впрочем, если бы не это, то великолепная актриса в толчее претендентов, возможно, не получила бы вовсе ничего, как не получил бы ничего и «лучший актер второго плана» Хольгер Мюнценмайер за интересный, хотя не во всем дотянутый спектакль «Жили-были» по произведениям Леонида Андреева театра из таежного красноярского поселка Шарыпово.

В том, что касается жанров «балет/современный танец» могу только поздравить создателей спектаклей, признанных лучшими, а также балерину Викторию Терешкину («Скрипичный концерт №2» в Мариинском театре) и танцовщика Игоря Булыцына (Меркуцио в «Ромео и Джульетте» Екатеринбургского театра оперы и балета). Так же кратко скажу и о номинации «оперетта/мюзикл», где, помимо спектакля «Биндюжник и король», признанного лучшим, выделилась частными номинациями постановка «Белый. Петербург» Санкт-Петербургской музкомедии. К сожалению, из-за плотного графика фестиваля посмотреть эти работы не удалось.

Надежда Павлова вышла за своей «Золотой маской» в образе главной героини «Травиаты» такой, какой ее трактовал режиссер Роберт Уилсон

А вот в опере, пожалуй, повторилась ситуация драмы – напряженная конкуренция, и это хорошо. Правда, не уверен, что в этих условиях жюри приняло лучшее решение. Да, «Роделинда» – прекрасный спектакль, но это все-таки совместная работа с Английской национальной оперой, и главные постановочные силы там – зарубежные, прежде всего британские. Оттого, может быть, так хорошо прозвучал в их исполнении Гендель. Но ведь у нас достаточно полностью своих, оригинальных спектаклей. Опять-таки спасибо резервным спецпризам жюри под председательством скрипача Сергея Стадлера: благодаря им не остался незамеченным, например, «Геракл» Башкирского театра оперы и балета – по-своему не менее интересная, нежели «Роделинда», работа и, кстати, тоже великолепно исполненный Гендель. Но этой наградой отметили, насколько я понял, только певицу Диляру Идрисову и дирижера Артема Макарова. Тогда как и режиссерски это остроумно сделано Георгием Исаакяном, перенесшим действие поближе к нам, в тоже уже достаточно далекую, но все же более понятную середину ХХ века.

Нет спора против присуждения приза тенору Липариту Аветисяну за отлично проведенную роль де Грие в спектакле театра имени Станиславского и Немировича-Данченко «Манон». И конечно обозреватель «Труда» всячески болел за Надежду Павлову – исполнительницу роли Виолетты в нашумевшей «Травиате» Пермского театра оперы и балета (см.наше интервью с Надей), так что награда ей, ну и, разумеется, культовому дирижеру Теодору Курентзису воспринялась как в высшей степени ожидаемая. Впрочем, и тут не без ложки дегтя: как могло жюри не почувствовать неловкости, награждая Роберта Уилсона, режиссера с мировой славой, лишь за свет и художественное решение спектакля, тогда как все главное в его «Травиате», конечно же, шло от режиссерской идеи – очистить музыку Верди от полуторавековых постановочных штампов, перенести ее в предельно контрастный контекст. И уже отсюда – все особенности света и сценографии.

«Дирижер года» Теодор Курентзис назвал театр искусством единения

Ну и о дирижерской номинации – при всем уважении к Курентзису, есть у нас и другие представители профессии, чья работа достойна быть замечена на самом высоком национальном уровне. На месте жюри я бы постарался найти место на пьедестале, например, для Валерия Воронина, мастерски, тактично и стильно выстроившего грандиозную партитуру «Осуждения Фауста» Берлиоза в Астраханской опере.

Увы, места для всех в списке лауреатов не хватило. А ведь еще год назад наград было больше. В частности, вручали свой приз критики – но почему-то организаторы «Золотой маски» в этом году от него отказались. Может быть, нынешний опыт подвигнет их на пересмотр этого шага?

А вот что было на сей раз бесспорно хорошо – это сценическое решение самой итоговой церемонии «Золотой маски» в театре имени Станиславского и Немировича-Данченко. Режиссер Нина Чусова и художник Ксения Перетрухина придумали строгое и вместе с тем авангардное зрелище в черно-белых тонах, которое помогли воплотить в жизнь коллектив «Новый балет» и Московский ансамбль современной музыки, ведущие Анна Чиповская и Сергей Епишев. Особенно красиво чествовали тех, кому достались «Золотые маски» за вклад в театральное искусство – Владимира Этуша, Олега Табакова и других подвижников сцены.

И глубоко тронуло то, как помянули многолетнего, со дня основания, президента фестиваля Георгия Тараторкина, ушедшего два месяца назад: громадный портрет Георгия Георгиевича как бы высветился среди звездного неба. Достойный фон для великого артиста и замечательного человека.

Участники итоговой церемонии «Золотой маски» почтили память Георгия Тараторкина

Эти стихи Борис Пастернак написал в 1912 году - високосном, как и нынешний

Марина КРЮЧКОВА
Труд
Борис Пастернак. Фото: © Vadim Nekrasov, globallookpress.com

По народным приметам, високосы считались самыми тяжелыми годами, сулящими войны, неурожаи и прочие бедствия. Особенно страшились февраля. Шутка ли: раз в 19 лет этот месяц бывает «черным», то есть вообще...

О фильме «Онегин» и не только о нем

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
В фильме нет нужды искать философских глубин, скрытых пушкинских подтекстов. Это красивая история несостоявшейся любви. Кадр с сайта kinopoisk.ru

Экранизацию пушкинского «Евгения Онегина», которая идет во всех кинотеатрах страны, снял Сарик Андреасян, и это главный анекдот сезона. За режиссером прочно закрепилась репутация бойкого ремесленника, который в своих...

Сарик и Гевонд Андреасяны собрались снять продолжение сериала «Манюня». С цифровым образом Юрия Никулина

Труд
Бессмертная роль Юрия Владимировича в фильме «Бриллиантовая рука». Кадр с сайта kinopoisk.ru

Казалось, самым плодовитым деятелям российского кинематографа братьям Андреасян — на пару они выдают десятка два проектов в год — ничем публику уже не удивить. Вот сделали же экранизацию «энциклопедии...

В последние годы авторитет и значение Московского кинофестиваля пошли на убыль

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Эти серьезные ребята из фильма «Майор Гром: Игра» явятся на закрытие фестиваля. Фото: kinopoisk.ru

Московский международный кинофестиваль пройдет с 19 по 26 апреля 2024 года, сообщили его устроители. ММКФ — один из старейших кинофорумов в мире. Впервые его провели еще в 1935 году, возглавил...

Культура 00:04 / 05 Апреля 2024 4743
Ходим Гоголем

Даром, что ли, Николай Васильевич родился в День шутника 215 лет назад?

Дарья Ефремова
Труд
Памятник Н.В.Гоголю (скульптор Н.В.Томский, 1952 г.). Гоголевский бульвар. Москва. Фото: © Eugenii Belikov, globallookpress.com

Растиражированная формула «Все мы вышли из гоголевской шинели» (есть еще вариант «из-под шинели») — одна из самых загадочных. Толком даже неизвестно ее первородство. Одни приписывают этот,...

Что можно посмотреть в кинотеатрах в праздничные дни

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
В повторный прокат вышел «Шепот сердца» - полнометражный шедевр 1995 года. Кадр с сайта kinopoisk.ru

Международный женский день ассоциируется у нас с приходом весны, света, тепла, любви. В нынешнем году у россиян три выходных дня: 8, 9 и 10 марта, а 7-го — сокращенный рабочий день. Есть возможность...

Культура 00:30 / 07 Марта 2024 4403
Трагедия абсурда

Спектакли по Кобо Абэ и Славомиру Мрожеку перекликаются между собой

Анна Чепурнова
Труд
Одиночке нелегко сопротивляться группе, тем более столь сплоченной. Фото из спектакля «Друзья» предоставлено пресс-службой Театра Наций.

В эпоху перемен, когда мир кругом так непредсказуем, на двух московских сценах обратились к абсурдистскому жанру. В Театре Наций постановку «Друзья» по одноименному произведению Кобо Абэ осуществил японский режиссер...

О чем важно не забыть в ближайшие выходные

Марина КРЮЧКОВА
Труд
Пасха. Виктор Петрович Кудрин, живопись, XX век. Фото из открытых источников

Всенародно любимая Масленица во многих регионах стартует не 11 марта, как ей положено в этом году, а днем раньше. Местные власти поясняют: раньше начнем — раньше закончим, а в конце следующей...

Третьяковка отмечает юбилей русского гения

Елена Широян, искусствовед
Труд
Эта работа называется «Измеренный пейзаж». Изображение с сайтаТретьяковской галереи

Печально, когда в историю уходят мастера, про которых думаешь, сколько они могли еще сделать. Когда речь о гении, это чувство обостряется до предела. Эпитеты, конечно, вещь опасная, ведь даже в эпоху Возрождения не каждый...

Культура 00:16 / 07 Марта 2024 4007
Шерочка VS машерочки

На телеканале НТВ вышли – что называется, по соседству – две передачи, посвященные Ксении Собчак и Ольге Бузовой

Сергей Беднов
Труд
Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

В минувшие выходные в «Новых русских сенсациях» НТВ выдал фильм «Тайны кровавой барыни — 2. Дело чести», ставший продолжением его «военной операции» против Собчак. В тот же день...

Разговор с той, что родилась красивой, талантливой и успешной

Анна Чепурнова
Труд
Нелли Уварова сегодня. Фото из личного архива актрисы

Все активнее обсуждается новость о возможности съемок в 2024 году продолжения сериала «Не родись красивой». Без малого 20 лет назад главную роль в тех суперуспешных 200 сериях сыграла Нелли Уварова, вызвав...

Культура 00:09 / 29 Марта 2024 3885
Скорбь - в студию!

Телевизионщики решили не кроить эфир в день трагедии

Сергей Беднов
Труд
Фото: © Culture_RF, globallookpress.com

В прошлую пятницу, 22 марта, Сеть разрывало сообщениями о теракте. Было немало и таких, где пользователи кляли руководство федеральных каналов, не захотевших отменить вечерние развлекательные шоу. Эмоции понятны: «Крокус»...

На экраны выходят два хита Венецианского кинофестиваля

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма «Я—капитан» с сайта kinopoisk.ru

В прокат выходят фильмы двух больших европейских режиссеров — итальянца Маттео Гарроне и француза Стефана Бризе. Оба автора увенчаны наградами национальных кинопремий, оба не раз соперничали между собой на международных...

Культура 00:50 / 22 Марта 2024 3825
Палитра не та…

Жанр телевизионного детектива породил множество стереотипов

Сергей Беднов
Труд
Анна Михалкова в роли Вероники Васнецовой. Фото: kinopoisk.ru

Многие зрители начали смотреть 16-серийную «Васнецову» (на фото) на «России 1» вовсе не потому, что истосковались по детективам, где центральный персонаж — женщина. Уж чего-чего,...

Литературный обзор

Лев Рыжков, книгочей
Труд
Книжный магазин во Франции. Фото: © Ernst Wrba, globallookpress.com

У маркетологов есть такое понятие — «мотив покупки». Что заставляет человека приобретать вещь не самую жизненно необходимую, недешевую, да еще, как правило, для разового использования? Да, я говорю...

Культура 22:01 / 23 Марта 2024 3705
Франшизные страсти

На днях состоялась премьера трейлера сериала «Звездные войны: Аколит»

Труд
Блистательная Керри-Энн Мосс (Тринити из «Матрицы») на этот раз ожидаемо сыграет джедая. Фото: Imagespace/Keystone Press Agency, globallookpress.com

Как известно, фанаты франшиз с трепетом воспринимают любую новость, касающуюся предмета их обожания. И вот несколько примеров. На днях состоялась премьера трейлера сериала «Звездные войны: Аколит», действие которого...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?