«Не делайте из джинсов культа!»

На выставке в Москве демонстрируют штаны легендарных людей. И сразу столько нахлынуло воспоминаний...

Завтра, 21 апреля, в столичном Гранатном дворе откроется выставка «Джинсы как культ». Экспозиция представляет собой самую большую в мире коллекцию винтажных штанов советского времени, которая собиралась более 20 лет. Есть на что посмотреть и о чем вспомнить.

Да, здесь выставлены действительно уникальные экземпляры, стоимость которых на мировых аукционах достигает нескольких десятков тысяч долларов. Но изюминка — не только и не столько в них. Куда больше внимания притягивают видавшие виды джинсы известных людей — музыкантов, политиков, художников, актеров, спортсменов. И неважно, что выглядят они зачастую весьма затрапезно. Зато напоминают нам об эпохе, когда джинсы были в России больше чем штаны, а поэты — больше чем поэты.

Предмет культа, дверца в мир, где не читают вслух передовиц газеты «Правда», а вольно летят по жизни, шагают себе, молодые, длинноволосые и поджарые, будто Битлы с обложки своего знаменитого альбома. Как вспоминает летописец советского быта Александр Васькин, «одетый в джинсы человек будто вырастал над толпой, становясь центром притяжения взглядов, внимания, интереса».

Будущий министр культуры не миновал общей моды

Партия, естественно, с этим явлением боролась, как умела. «Не делайте из джинсов культа!» — неслись установки с трибун. Со страниц «Крокодила» не сходили карикатуры с сомнительного вида юнцами и девами, затянутыми в деним с заклепками. Посетителям в джинсах давали от ворот поворот в обкомах партии и комсомола. Когда Никита Хрущев на встрече с интеллигенцией увидел Андрея Вознесенского в американских штанах, он не удержался от гневной тирады. По Москве ходили слухи: якобы последними словами приговоренных к расстрелу фарцовщиков Яна Рокотова и Владислава Файбишенко стало дерзкое антисоветское утверждение «А все равно американские джинсы — лучше!»

Охотно откликавшийся на оперативные веяния эпохи Евгений Евтушенко нарисовал портрет «дитя-злодея», променявшего убеждения на заграничные шмотки: «На нем техасы из Техаса, / Кольцо из Брно, / Есть у него в Ильинке хаза, / А в ней вино; / И там, в постели милой шлюшки, / Дитя-злодей / Пока играет в погремушки ее грудей...» Как видим, и в этом поэтическом полотне, писанном широкими мазками, нашлось место джинсам.

«О джинсах мечтали все советские парни и девушки, — утверждает Рустем Валиахметов, организатор нынешней выставки. — Только одни этого не скрывали, а другие мечтали молча». Что, собственно, подтверждают и персонажи, чьи штаны попали в коллекцию Валиахметова, и те, кто пока не удостоен такой чести.

Шли джинсы и нобелевскому лауреату

В Гранатном дворе куртка Дианы Арбениной висит по соседству с курткой Нобелевского лауреата Иосифа Бродского и со штанами министра культуры Владимира Мединского, а брюки Никиты Михалкова — с «прикидом» Ильи Лагутенко. Кстати, свои старенькие джинсы с надписью «От рожденного в 70-е» Владимир Мединский передал в коллекцию совсем недавно. А еще в экспозиции с полсотни вещей от таких деятелей, как Сергей Шнуров, Александр Розенбаум, Чулпан Хаматова, Владимир Пресняков, Вячеслав Бутусов, Михаил Шемякин, Андрей Макаревич, Юрий Антонов, Светлана Сурганова, Евгений Маргулис, Джо Кокер и многие другие достойные представители человечества в джинсах.

«Не все, чья юность пришлась на эти годы, с ходу вспомнят имя своей первой девушки или парня, но марку первых джинсов вам назовут легко!» — комментируют экспозицию ее организаторы.

И ведь не врут!

P.S. Экспозиция будет работать до конца лета. Посетители могут встретиться с обладателями представленных в коллекции экспонатов, принять участие в мастер-классах и живых концертах. Подробности — на сайте Гранатного двора.

Слова

Бари Алибасов, предводитель группы «На-на»

— За своими первыми джинсами я летал в Одессу, туда пароходами привозили из Турции «варенки». Тогда, в 70-е, если у вас не было джинсов, значит, вы и не жили.

Алена Свиридова, певица

— На первые джинсы родители дали мне 180 рублей — практически две зарплаты. Джинсы мы купили у польских спекулянтов, «Рэнглер», или, как мы тогда говорили, «вранглер». До сих пор помню ощущение полного счастья. Но джинсы те у меня недолго продержались — их украли приятели. Не справились с соблазном...

Игорь Матвиенко, композитор, продюсер

— Мои первые джинсы были ношеные, я их купил в школе у друга, а ему их привезли из-за границы. Как же я его уговаривал! Мне на сцене выступать, а там без джинсов никак, лучше вообще без штанов... Потом в студотряде съездил за границу и весь заработок отдал за «Супер Райфл». И, конечно, до «Ливайсов» дело дошло — круче просто невозможно ничего было представить... Культ прошел, но джинсы — по-прежнему наше все. Во всяком случае я проходил в них большую и лучшую часть своей жизни.

Владимир Молчанов, телеведущий

— У меня джинсы появились, когда их практически ни у кого не было. Мне их привезла старшая сестра Анна Дмитриева — спортсменка, которая первой вывела советский теннис на международную арену, поехала на Уимблдонский турнир и выиграла его. Это год 1957-й, мне было шесть-семь лет. С тех пор не вылезаю из джинсов. Только по большой беде, когда надо идти на сцену или в приличную студию, надеваю смокинги и костюмы, а так — только джинсы. Их за свою жизнь я износил сотни полторы пар, не меньше.

Александр Васильев, историк моды

— Джинсы не мой стиль. Помню, фарцовщики торговали очень дорого. А вообще-то это наглядный пример того, как дефицит товара способен свалить власть. Коммунисты никогда ничего не могли для людей сделать вовремя, даже наладить производство джинсов. И поплатились.