Некому «Березку» заломати...

И вновь битва гигантов – «Первого» и «России 1». На прошлой неделе в вечернем эфире сошлись сериалы «Частица вселенной» и «Березка»

И вновь битва гигантов — «Первого» и «России 1» — в непрекращающейся войне за зрителей. На прошлой неделе в вечернем эфире сошлись сериалы «Частица вселенной» и «Березка». На этой — последнему противостоит «Ищейка-2». Кто кого? И свидетельствует ли выбор аудитории только о качестве продукта или же о чем-то еще?

Изначально шансы «Частицы» и «Березки» выглядели равными. И тут и там ходовые темы. В одном случае это космос. Народ, подогретый блокбастерами «Время первых» и «Салют-7», непременно должен был клюнуть. Тем более что показ финальных серий пришелся аккурат на День космонавтики, когда из каждого утюга звучат пафосные речи про наше великое гагаринское прошлое.

Во втором случае — закулисная жизнь прославленного танцевального коллектива, без которого в советские времена не обходился ни один праздничный концерт. Ностальгия. Спрос на нее есть, чему свидетельством успех сериалов о мире кино прошлых лет, манекенщицах, Большом театре. А актерские составы? Что ни имя — гарантия качества. В «Частице» — Исакова, Макаров, Пускепалис, Яглыч. В «Березке» — Вележева, Серебряков, Шакуров, Сидихин, Ефремов, Усатова. Как тут не вспомнить название передачи «Звезды сошлись»?!

Итог же таков. В топе самых популярных проектов прошлой недели впервые за долгое время на верхушке не шоу «Голос. Дети» и не что-то информационное вроде «Вестей», а сериал. И это «Березка» с прямо-таки гигантской по нынешним меркам долей аудитории — 21,1% (данные «Медиаскопа», регион — Москва). Премьера же Первого канала довольствовалась 22-м местом с 10,9%.

И тут повторим вопрос: означают ли эти цифры то, что один проект почти в два раза качественнее другого? Да нет, конечно! Особенно с учетом того, что автором идеи и продюсером «Частиц» был Валерий Тодоровский, от которого все привыкли ждать продукт если и не выдающийся, то по крайней мере примечательный. А режиссером и сценаристом сериала стала Анна Званцова, его соавтор по эталонной «Оттепели». Но, как это ни парадоксально прозвучит, именно то, что предполагало для конечного результата плюс, сыграло отрицательную роль.

Представим себе зрителя, нажавшего на кнопку в расчете посмотреть на страсти, происходящие на орбите, на пожары, всякую там разгерметизацию, столкновение с неизвестным объектом и прочее. Что же он увидел в первых эпизодах? Мелодраму про то, как от будущего космонавта прямо накануне его первого полета уходит жена. А где же подвиг с риском для жизни? Где напряженные лица сотрудников ЦУПа? Все будет, будет, но позже. Вот только разочарованные поклонники этого не дождались, поэтому переключились на другой канал. Осталась поначалу недовольной и просвещенная часть аудитории, привыкшая к тому, что истории про человеческие взаимоотношения, в том числе и весьма драматические, Тодоровский рассказывает на одном дыхании. Здесь же интрига раскачивается муторно, долго. Сразу даже и не поймешь, зачем к банальному любовному треугольнику понадобилось приплетать орбитальную станцию и Звездный Городок. Но для досмотревших «Частицу» хотя бы до третьей серии все встало на свои места: они проник-лись идеей, поняли, насколько сильно зависит безопасность космической миссии от душевного состояния ее участников, и оценили работу по достоинству.

А вот с «Березкой» все значительно проще. Здесь артистический мир с красивыми костюмами и танцевальными номерами, со сложностями, интригами и коллизиями 1980-х, знакомыми кому-то по памяти, кому-то — по многочисленным сериалам про эпоху застоя. Спрос на такой товар высок. По сути это классическая мелодрама с несколькими сквозными сюжетными линиями. В качестве основной — вечная история про Золушку. В данном случае — про добрую и талантливую Варю, устроившуюся в ансамбль уборщицей, но мечтающую стать солисткой. Ну и, разумеется, любовь, любовь повсюду. А как иначе, коли героини — сплошь красавицы, и их много?!

И, как это ни парадоксально, по легкости, атмосферности, динамике «Березка» кажется более тодоровской, нежели тодоровская «Частица вселенной». По духу она к «Оттепели» и даже к «Стилягам» ближе, чем фильм Званцовой. А если проще, то проект про ансамбль оказался куда зрелищнее, чем про космос. А зрелищность всегда была более востребованной, нежели психологизм.

На текущей же неделе «Первый» выдвинул против «Березки» нового бойца — второй сезон «Ищейки». Интрига и тут обещает стать первостатейной, причем с непредсказуемым результатом. Конечно, у «России 1» есть колоссальная фора в виде тех самых 20 с лишним процентов благодарной аудитории. Она уже душой прикипела к бедной Варе и, конечно, захочет узнать, выйдет она замуж за принца на белом коне, станет звездой первой величины или нет.

Но и «Ищейка» не лыком шита. Два года назад ее первый сезон получил долю в 17,7%. Поменьше, конечно, но тоже хорошо. Зато снята она в очень популярном у нас жанре иронического детектива. К тому же, как и в случае с Варей, у героини Анны Банщиковой тоже полным-полно поклонников, жаждущих посмотреть на новые приключения бравой служительницы закона.

Результатов очередной локальной схватки ждать недолго. Но понятно следующее: одного лишь высокого качества для окончательной победы недостаточно. Рынок с его законами берет свое.