«Приятного вам полета!» Это не дежурная фраза, а перспективный бизнес

Фото: globallookpress.com

Пассажир нынче стал разборчивый. Многие крупные авиаперевозчики развивают бизнес на сопутствующих услугах


Пассажир нынче стал разборчивый. Анализ электронных продаж прошлого года показал, что россияне чаще покупают более удобные места в самолете (44%), страховые полисы (18%), дополнительное питание на борту (9%), оплачивают сверхнормативный багаж (5%). Еще 24% приходится на остальные услуги, за которые люди готовы платить.

Многие крупные авиаперевозчики развивают бизнес на сопутствующих услугах, но в России он особенно перспективен. В условиях дорожающего топлива авиакомпании не могут просто повышать цены на билеты, поскольку они упираются в потолок массового платежеспособного спроса. Другое дело, если пассажирам предлагается то, что им действительно понадобится в воздухе и на земле.

«Мировые тренды говорят о том, что скоро авиация не сможет зарабатывать только на перевозках. Надо увеличивать неавиационные доходы», — отметил гендиректор «Аэрофлота» Виталий Савельев. По оценке экспертов, пока сопутствующий бизнес приносит национальному авиаперевозчику порядка 6% доходов. По данным отчета по МФСО, выручка «Аэрофлота» за прошлый год составила 611,6 млрд рублей. Таким образом, на дополнительных услугах компания могла заработать 36,7 млрд.

«В обозримом будущем долю таких доходов можно довести до 20%», — считает Виталий Савельев. Глава «Аэрофлота» сообщил о намерении в ближайшее время ввести ряд дополнительных услуг. По-дробный перечень пока не обнародован, но отмечено, в частности, что вскоре перевозчик обеспечит доставку багажа с рейса прямо на дом или, по желанию пассажира, перед рейсом заберет его чемоданы из дома или офиса. Можно будет заказать заранее эффектное поздравление в полете с днем рождения или знаменательной датой...

Что предлагает «Аэрофлот» сейчас? Страховку, которая покрывает риски — от потери багажа и непредвиденных расходов в случае задержки рейса до отказа от полета по личным причинам. Медицинский полис на время путешествия. Аренду автомобиля. Билеты на «Аэроэкспресс». Меню на заказ. Трансфер из аэропорта: в 120 странах мира вас встретят с табличкой в зале прилета. Бронирование отеля при покупке авиабилета — за пользование этой услугой начисляются бонусные мили. Регулярно летающие пассажиры — участники бонусных программ — зачастую имеют приоритет при выборе места в салоне.

Мировой рынок дополнительных услуг разнообразен, перевозчики соревнуются по части оригинальности предложений. Так, на борту некоторых авиакомпаний имеется «летающая няня», задача которой — не дать заскучать маленьким пассажирам. Няни рисуют, показывают фокусы, делают оригами, устраивают представления кукольного театра. Если ребенок от 5 до 12 лет совершает перелет один, его сопровождением может заниматься персональный стюард. Стоимость услуги — 60-100 долларов.

Соцсети проникли и в небесные сферы. Одна из новинок — чат для пассажиров рейса, где все могут общаться со всеми. Более того, при выборе места в салоне можно выбрать и соседа по интересам, ознакомившись заранее с его профилем в социальных сетях.

Всего за 10 долларов можно взять напрокат планшет с набором фильмов, игр, музыки и электронной литературы. Чуть дороже стоит гарнитура виртуальной реальности с 360-градусным обзором взлетно-посадочной полосы аэропорта Лос-Анджелеса и 3D-экскурсией по Национальному парку «Какаду» и городам Австралии. На некоторых лайнерах в бизнес-классе появились библиотеки с настоящими книгами и даже художественные галереи. Цена на перелет в первом классе может зашкаливать, но за это пассажир получает компактный номер «летающего отеля» — с кроватью, душем, набором изысканной косметики и блюдами высокой кухни на фарфоре.

Впрочем, эксклюзивные услуги предусмотрены и для пассажиров экономкласса. На длительных перелетах даже в бюджетном варианте можно получить личное пространство для отдыха: три сиденья в ряду раскладываются и превращаются в удобную кровать для двоих. Третье место можно выкупить за полцены.

Если предстоит длительное ожидание пересадки, авиакомпания позаботится о познавательном отдыхе. В аэропорту Франкфурта-на-Майне транзитных пассажиров отведут на выставку старых самолетов, а затем — в пивной бар. В Амстердаме пригласят полюбоваться видами Голландии во время поездки на микроавтобусах. В Дубае и Сингапуре организуют экскурсии по городу с посещением восточного базара, национального музея. Вполне возможно, и пассажиры российских авиаперевозчиков были бы не прочь провести время ожидания рейса на Красной площади или в Эрмитаже.

Услуга «командирская почта» дает возможность срочно доставить конверт с документами весом до полкило. То же можно сказать об услуге встречи и сопровождения пассажиров с ограниченными возможностями. А как вам такая услуга? Наушники для пассажиров, дублирующие на протяжении полета переговоры экипажа с диспетчерами. Точно не заскучаете!

P.S. Добавим, что для авиакомпаний — участников глобальных авиационных альянсов вроде SkyTeam, членом которого является «Аэрофлот», большинство услуг стандартизированы. Участие в альянсе дает мировым перевозчикам возможность предоставлять пассажирам услуги, которые они не могли бы обеспечить самостоятельно. В частности, у каждой авиакомпании есть собственные гостиницы, клубы, фирмы по прокату автомобилей, ВИП-залы в аэропортах. Соглашение о сотрудничестве выгодно в первую очередь пассажирам: летая рейсами одной авиакомпании, они могут пользоваться всеми благами других перевозчиков.

......
Трамп хочет купить у Дании Гренландию. А какую российскую территорию вы бы продали?