- Экран для современного ребенка является не столько источником получения информации и
- Экран для современного ребенка является не столько источником получения информации и представлений о мире, сколько "конструктором", агрессивно программирующим образ жизни, "новую" мораль и систему ценностей. Вот, выражаясь научным языком, четыре основных современных тенденции.
Меркантилизация: развивает культ денег, желание иметь их как можно больше.
Вестернизация, за которой стоит культ силы, экспансия, агрессия в сочетании с романтизацией криминальной жизни.
Танатизация - нарастающая тенденция мотивов смерти, ожидание гибели экологической катастрофы и пр.
Сексуализация - тенденция циничного отношения к интимной жизни, преждевременная - сверхранняя озабоченность вопросами секса, интерес к порнографии и всему, что с ней связано.
О наступлении на детскую душу американского кино, отличного от европейского и уж тем более от нашего, писалось и говорилось не раз. Попробуем разобраться в этом с цифрами. Проведенные нашим институтом исследования показали, что детское "киноменю" довольно однообразно: каждый третий фильм - боевик, каждый пятый - эротический. Главные персонажи остросюжетных боевиков - мужчины, демонстрирующие "суперсилу", женщинам отводится куда меньшая роль - в основном они выступают объектами сексуальных притязаний. Основные персонажи как бы выпадают из семьи - семья как таковая присутствует лишь в 10 процентах американских боевиков и эротических фильмов. На экране девочки и мальчики практически не видят семьянина - мужа, отца, жену, мать, бабушку, дедушку. Мотивы действий киногероев однообразны и примитивны: наиболее типичные - удовлетворение своего либидо (41 процент), убийство (17 процентов), желание разбогатеть - найти клад, ограбить банк, украсть драгоценности (15 процентов), и менее всего - только 9 процентов - поступков, мотивом которых является стремление выполнить свой служебный и гражданский долг.
В иерархии ценностных ориентаций американских киногероев доминирует секс в различных его проявлениях (74 процента). Далее следуют: обладание физической силой и оружием для достижения своей цели (40 процентов), мотивы мести (10 процентов), сохранение собственной жизни (10 процентов). А вот такие, веками присущие нашему менталитету ценности, как чувство справедливости, дружба, честь и достоинство, представлены всего тремя процентами. Беря за образец подобных, с позволения сказать, героев и ориентируясь на их ценности, юные зрители, понятное дело, приобщаются к мыслям и чувствам, весьма далеким от идеалов добра, справедливости, сопереживания чужой боли. Погружение детских душ в этот ценностный мир формирует у детей и подростков искаженные жизненные установки. Сексуальное удовольствие в их представлении становится чуть ли не высшей ценностью, "крутая" эротика - обязательный элемент жизни. Культ грубой силы может трансформироваться в садизм. А натурализм экранных эпизодов размывает грань между действительностью и вымыслом.
И в Европе, и в той же Америке, выпустившей джинна из бутылки, и у нас, в России, ученые ломают голову над тем, как уберечь детскую психику от сдвигов, загнать джинна обратно в бутылку. Существует множество исследований, которые свидетельствуют об одном: дети и в игре, и в жизненных ситуациях подражают насилию, увиденному на экране. Они склонны отождествлять себя либо с агрессором, либо с жертвой, и в результате увиденного и усвоенного легко могут счесть насилие приемлемой моделью поведения и способом решения своих проблем.
И СКАЗАЛА КРОХА...
l Мама сердится на невнимательного четырехлетнего Сашу: "Как ты только будешь в школе учиться, если у тебя в одно ухо влетает, а из другого вылетает?" - "А я другое закрою!"
l - Ванечка, бабушка тебе серебряную ложечку подарила. Будешь есть ею кашку - серебро убивает микробов.
- Еще чего! Я что, дурак, что ли, есть дохлых микробов!
l Пятилетняя Катя впервые увидела, как соседка пеленает ребенка:
- Тетя Таня, а зачем вы его бинтуете? Он раненый, да?
l Малыш дотянулся до ящика кухонного стола, открыл и заглядывает в него.
- Что ты там ищешь, внучек? - спрашивает бабушка.
- Хочу посмотреть, чего там нет.
l Мама объясняет Пете: "Твой папа - мой муж. Понял?" "Понял, - кивает Петя. - А я чей муж?"
l - Витенька, а где наша канарейка?
- Не знаю. Пять минут назад я ее пылесосил...
l В первом классе заболела учительница. Ребята поручили Маше, которая живет с ней в одном доме, навестить ее. На следующий день спрашивают: "Ну, как Марь-Ванна?" "Безнадежно", - мрачно говорит Маша. - "Как?!" - "Завтра придет на урок".
l - А я тебе сникерс принес, - говорит дедушка.
- Знаю, это как "Тампакс", только с кремом...