04 декабря 2016г.
БАЛЛ

ГЕНЫ ЗНАЮТ ВСЕ

Кудряшов Сергей
Опубликовано 01:01 20 Мая 2003г.
Шесть генов, нарушение работы которых вызывает у человека предрасположенность к самоубийству, обнаружили ученые Института биохимии и генетики Уфимского научного центра РАН

- Такие данные получены впервые в мире, - говорит руководитель работ, доктор биологических наук Эльза Хуснутдинова.
В настоящее время ген человека, состоящий из 3 миллиардов нуклеотидов, расшифрован практически полностью. Каждый из генов влияет на ту или иную функцию организма. Большинство мутаций генов имеет возраст в десятки тысяч лет, но выявить эти не всегда благоприятные изменения наследственной информации у человека можно даже до его рождения.
Генетическая информация может использоваться как во благо, так и во вред, предупреждают ученые. С одной стороны, она может помочь человеку избежать многих заболеваний, с другой - послужить дискриминационным фактором, к примеру, при приеме на работу или в учебное заведение.
На практике достижения науки в своих целях уже используют отдельные страховые компании. Перед заключением серьезных контрактов они всеми правдами и неправдами добывают "генетический материал" клиента. Чаще всего эта процедура обставляется как "бесплатная услуга" - медицинский осмотр со всеми сопутствующими анализами. В некоторых западных странах в связи с этим были вынуждены на законодательном уровне ввести запрет на свободное распространение подобной информации.
Исследованиями молекулярной природы наследственных и врожденных заболеваний в уфимском центре занимаются много лет. Ученые рассказывают, что сумели разработать методики дородовой ДНК-диагностики более 10 наследственных болезней. При этом полученные результаты не имеют аналогов в мире. Эта работа уже сегодня помогает людям бороться с серьезными недугами.
Оказалось, что вовремя выявленные негативные мутации вполне можно "гасить". К примеру, наследственное нарушение обмена веществ на генном уровне, приводящее обычно к слабоумию, лечится довольно просто - с помощью специальной диеты. Кстати, это заболевание связано с мутацией всего одного гена, а, к примеру, алкоголизм или предрасположенность к суициду - сразу с несколькими.
В последние годы в России ежегодно совершается 50 - 60 тысяч самоубийств. У российских мужчин около 80 процентов суицидов приходится на трудоспособный возраст, у женщин более половины - на возрасты старше трудоспособного. Наша страна каждый год теряет из-за суицидов население среднестатистического районного центра. В прошлом году только в Башкирии покончили с собой около трех тысяч человек - в три раза больше, чем погибло в республике в дорожно-транспортных происшествиях.
Как эффективно бороться с этим злом, не знает никто. В Финляндии и Англии самоубийство пробовали рассматривать как "преступление против государства". В России церковь трактует подобные действия как "смертный грех". Серьезного влияния на статистику самоубийств не оказывают ни законодательные акты, ни общественное мнение.
Сегодня ученые говорят о том, что открытие "самоубийственных генов" может помочь кардинальным образом решить эту проблему. Правда, способы коррекции этой наследственной информации еще предстоит найти. Но это, видимо, вопрос времени. Сегодня можно конкретно говорить об организации профилактической работы среди специфической "группы риска" - молодежи.
Между тем раскрытие тайны генов продолжается. Ученые уже в обозримом будущем обещают найти так называемые "гены старения" и продлить жизнь обычного человека до 200 - 300 лет. Главные открытия в этой сфере еще впереди. Ведь сегодня установлены функции не более 20 процентов генов человека.