БРАК ПО РАСЧЕТУ

Не пройдет и года, как вновь созданный Пермский край "обнимет" границами единого субъекта Федерации Пермскую область и Коми-Пермяцкий автономный округ - это решение уже принято. А 17 апреля и в Красноярском крае, Таймырском и Эвенкийском автономных округах прошел "объединительный" референдум. Механизмы укрупнения регионов заработали. Этому вопросу отдельное внимание уделил Владимир Путин, выступая с ежегодным посланием перед Федеральным Собранием. Итак, кто следующий в очереди на объединение? Каковы тут сложности, плюсы и, возможно, минусы? На эту тему рассуждает известный политолог, директор Института региональных проблем, член Совета по национальной стратегии Максим ДИАНОВ.

- Существует несколько подходов к укрупнению регионов. По-своему логичный принцип озвучил Владимир Жириновский. Он предлагает нарезать регионы пропорционально численности населения: в Европейской части - по 10 миллионов, в Сибири и на Дальнем Востоке - по 5 миллионов. Еще один предлагаемый метод - объединение по налаженным экономическим связям, когда территории укрупненного региона становятся самодостаточными.
- Не приведет ли такая самодостаточность к новому "параду суверенитетов"? Есть ли опасность, что федерация станет конфедерацией?
- Жертвой "конфедеративности" стал Советский Союз. Руководство силовых ведомств "под занавес" было напрямую подчинено "центробежным" руководителям республик. Мы на эти грабли уже не наступим - в России все силовики присягают только федеральному центру, не зависят от губернаторов. Полностью централизована у нас налоговая служба. Это довольно действенный "предохранитель" от регионального сепаратизма, существующий во многих странах, - во Франции, например. Конечно, можно предположить, что экономически самодостаточные регионы потянет на сторону, но риск несравнимо ниже, чем в 1993 - 1996 годах.
- Какими темпами, на ваш взгляд, может пойти укрупнение?
- Точно - без форсирования. Маленькие территории, как правило, имеют большие амбиции и норовят компенсировать потерю статуса. Скажем, депутаты Усть-Ордынского Бурятского АО в обмен на слияние с Иркутской областью в числе прочего требуют строительства в Усть-Орде аэропорта. Международного. У "большого брата" обычно ответных вариантов два: пообещать и отложить в долгий ящик или терпеливо убеждать "малыша" умерить аппетиты. Процесс вязкий.
- Кто, на ваш взгляд, следующий в очереди на объединение?
- Объединительных проектов, которые сегодня активно обсуждаются, около 15. Например, фактически идет тендер на присоединение сильно пострадавшей от череды бездарных начальников Ульяновской области. Принять под свою эгиду ее готовы и Самара, и Татарстан. Безусловно, в числе ближайших союзов - объединение Архангельской области с Ненецким АО и Камчатки с Корякским АО. На очереди также объединение Алтайского края с Республикой Алтай. Можно вспомнить и давний проект Уральской республики. А если объединятся Новосибирская, Омская, Томская области, Кузбасс и Алтайский край - это ли не сила? Они станут полностью самодостаточными территориями - с сельским хозяйством Алтая, новосибирской и томской наукой, промышленным потенциалом Омска и Кемерова.
Много подобных проектов на юге России, однако там ситуация крайне сложная потому, что все кавказские республики - маленькие, но гордые. Даже Адыгея, полностью "объятая" Краснодарским краем, ни в какую не хочет с ним объединяться. Давно уже федеральному центру надоели проблемы "шахматного королевства" Калмыкии, но республику никто "не берет", кроме Астрахани. Тут, впрочем, надо просчитывать неизбежные и острые национальные вопросы...
А поближе к первопрестольной объединение предрекают Санкт-Петербургу и Ленинградской области. Но здесь "брака по любви" не получается - область пока не жаждет слияния, и проект заморожен. Некоторые политики говорят и об альянсе ряда областей европейской части России, - например, Новгородской и Псковской, но это пока из разряда туманных прожектов.
- А наша столица не намерена прибрать Подмосковье или области Золотого кольца?
- Думаю, Москву выделят из укрупнительного процесса. Она сама по себе - мощнейший субъект. Ее укрупнение вызовет дисбаланс.
- Сколько же укрупненных субъектов должно быть, на ваш взгляд, в составе Федерации по итогам объединительных процессов?
- Начну ответ издалека. Приходится констатировать, что у нас слабый - профессионально - губернаторский корпус. Регулярно проводящиеся опросы по оценке эффективности работы глав регионов показывают - в России только 20 - 25 руководителей этого ранга заслуживают удовлетворительной оценки и выше по пятибалльной шкале. Много "двоечников". Мне это число нормальных губернаторов сразу вспомнилось, когда Дмитрий Рогозин заявил, что по итогам укрупнения в составе Федерации должно остаться 25 регионов. Количество регионов подгонят под число профессиональных управленцев? Шутки шутками, но профессионалов действительно не хватает - грамотных в управлении и достаточно дисциплинированных, чтобы не помышляли о разных там "парадах суверенитетов". Так что, возможно, цифра, озвученная Рогозиным, близка к искомой.
- Дисциплина, профессионализм... Может быть, глав регионов стоит поискать в армейских верхах? Насажать генерал-губернаторов, как в Российской империи? Помните, генерал Громов говорил: "Я командовал армией, смогу и Московской областью руководить". И вроде бы успешно справляется...
- Армия, увы, не стала кузницей губернаторских кадров. Руководитель Подмосковья оказался счастливым исключением из правила. У него, единственного из "генерал-губернаторов", регион повысил рейтинг благополучности. У всех остальных военачальников показатели вверенных им регионов упали.
- Не обострит ли укрупнение регионов национальный вопрос?
- Безусловно, риск есть. Возможно, это - одна из самых острых проблем в этой связи. Понятно, что культурная автономия должна сохраниться. Не случайно по итогам обсуждения хода объединения Перми и Коми-Пермяцкого автономного округа президент Путин готовит указ о защите национально-культурных автономий. На опыте стало понятно, что столица пермяцких коми - Кудымкар - не должна стать просто одним из райцентров Пермского края.
С другой стороны, обострение национального вопроса можно снять повышением уровня жизни населения за счет слияния. Практически все "матрешечные" регионы глубоко дотационны, сами себя никак содержать не могут. При объединении с крупными и богатыми соседями они многое выиграют. Всем известна проблема с северным завозом, когда замерзают города и целые регионы, куда вовремя не доставили нефтепродукты или уголь. Этой зимой мерз Корякский АО. А близлежащая Камчатская область не только сама зимовала относительно спокойно, но и была готова помочь соседям. Однако - не помогла. Руководитель субъекта не имеет права тратить расписанный по пунктам бюджет не по целевому назначению, за пределами своего региона. За такие вольности губернатору грозит уголовная статья. Другое дело - когда будет принят консолидированный бюджет единого крупного субъекта, когда появляется возможность маневрировать денежными потоками. Правда, появятся другие проблемы: как, например, делить бюджет внутри большого региона, но это уже другая тема...
МЕЖДУ ТЕМ
Губернатор Иркутской области Борис Говорин назвал целесообразным, с точки зрения экономического развития Байкальского региона, объединение своего субъекта с Республикой Бурятия и Усть-Ордынским Бурятским автономным округом. "Соединение индустриального, научного и энергетического потенциала Иркутской области и агропромышленных ресурсов республики и автономного округа создаст сбалансированный и самодостаточный субъект Федерации", - заявил глава области.