03 декабря 2016г.
МОСКВА 
-5...-7°C
ПРОБКИ
1
БАЛЛ
КУРСЫ   $ 64.15   € 68.47
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

ПЯТИЛЕТКА ОСТАНЕТСЯ

Мацкявичене Марина
Опубликовано 01:01 20 Мая 2005г.
В спорах о том, быть или не быть системе "бакалавр - магистр" в отечественной высшей школе, скоро будет поставлена точка. Государственная Дума собирается в ближайшее время принять закон об уровнях вузовской подготовки. Должен получить законодательное разрешение и важнейший вопрос о предоставлении молодым россиянам образовательных кредитов. О том, как готовился законопроект, - беседа с заместителем председателя думского Комитета по образованию и науке Валентиной ИВАНОВОЙ.

- Валентина Николаевна, как удалось достичь согласия в острых дискуссиях о бакалавриате и магистратуре?
- Концепция закона о двухуровневой вузовской подготовке, представленная Министерством образования и науки РФ, до того как она попала в Госдуму, обсуждалась в российском союзе ректоров. Свое мнение о предполагаемом новшестве высказали руководители ведущих вузов: Виктор Садовничий (МГУ), Людмила Вербицкая (Санкт-Петербургский государственный университет), Игорь Федоров (МГТУ имени Баумана)... Больше всего споров вызвала идея о переводе на двухуровневую систему "бакалавр - магистр" инженерного образования. Ассоциация инженерных вузов сумела доказать, что за четыре года бакалавриата невозможно подготовить современного инженера такого уровня, который устроил бы работодателя. Недоумевали эксперты и по поводу предложений двухуровневой подготовки в сфере естественно-научного образования: "Объясните нам, что это за нонсенс - химик-бакалавр? Или физик-бакалавр? В этих областях ты либо специалист, либо неспециалист!" Надо отдать должное Министерству образования и науки - критика была услышана, соответствующие поправки в концепцию закона были внесены. По новой версии законопроекта, студенты должны обучаться инженерным, медицинским, естественно-научным, творческим специальностям по единой программе как минимум пять лет и получать дипломы специалистов. А вот образование филологов, экономистов, юристов, менеджеров и прочих гуманитариев предусматривает два уровня: бакалавр - 4 года, магистр - 2 года. На первом уровне молодой человек получает универсальное образование, на втором - углубленную специализацию.
- Поможет ли этот закон стать российскому образованию более конкурентоспособным?
- Несомненно. Великобритания, Франция, США пытаются вытеснить Россию с международного рынка образовательных услуг. Потому что этот рынок способен приносить миллиардные прибыли. Пока что экспорт нашего образования достаточно скромен, пора его расширять. Еще с советских времен в наши вузы тянутся студенты из Африки, Индии, Китая. Западные университеты сейчас всеми силами стараются заполучить этот контингент к себе. Должны ли мы уступать некогда завоеванные позиции? Кроме того, тысячи молодых людей, живущих в странах СНГ, мечтают получить высшее образование в России. Нужно дать им такую возможность. Полтора года назад Россия подписала Болонскую конвенцию - теперь нам, как говорится, и карты в руки.
- В этом учебном году МГУ и еще несколько вузов впервые стали практиковать предоставление студентам образовательных кредитов. Как готовится законодательная база для этого начинания?
- В России, только по официальным данным, уже более половины всех студентов оплачивают свое образование. Раньше деньги за обучение брали только частные учебные заведения, теперь же и в государственных вузах наряду с бесплатным образованием все шире практикуется платное. Ежегодно на эти цели родителям молодых людей приходится выкладывать от 2 до 10 тысяч долларов. Многие семьи с трудом выдерживают столь тяжкое финансовое бремя. Ребята вынуждены подрабатывать, отвлекаясь от учебы, пропуская занятия. Впрочем, бесплатное образование при мизерных стипендиях, тоже требует дополнительной финансовой поддержки.
Сейчас разрабатывается концепция двух видов кредитов: на образование и на социальные нужды студентов. Учебные заведения и финансовые организации, вместе и по отдельности, предлагают свои варианты кредитования. Немаловажный вопрос: кто будет нести ответственность за возврат или не возврат кредита? В одних вариантах она возлагается на государство, в других банки предпочитают брать ее на себя. Как депутат, обладающий некоторым опытом, могу предположить, что узаконить государственную ответственность за образовательные кредиты вряд ли удастся, Министерство финансов на это не пойдет. Остается вариант банков. Какие из них будут реализовывать проект по выдаче образовательных кредитов? Пока неясно.
Словом, сначала ректорскому сообществу, банкирам, представителям ассоциаций студентов нужно обсудить, насколько приемлем будущий закон, все ли в нем предусмотрено. И только потом можно отдавать единую концепцию закона об образовательном кредите в руки юристов.


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников