Брызги шампанского

Спектакль «Женитьба Фигаро» в Театре имени Пушкина имеет все шансы стать хитом театрального сезона

Александр Сергеевич Пушкин, который, как известно, «наше все» и в рекомендациях которого нет повода сомневаться, написал об этом предмете так: «Как мысли черные к тебе придут, откупори шампанского бутылку иль перечти «Женитьбу Фигаро»!» По совету Пушкина на днях «перечел» «Женитьбу Фигаро» с помощью театра имени Пушкина. И получил преогромное удовольствие. Не меньшее, чем от хорошо охлажденной бутылки шампанского (спасибо Александру Сергеевичу за подсказку сравнения) в летнюю жару.

Спектакль худрука театра Евгения Писарева — зрелище и впрямь искристое, игривое, фривольное, лихое, яркое, стремительное. Но и подробное (спектакль идет три часа), осмысленное, умное. Роскошные костюмы не затмевают тончайшей огранки, ажурной отделки в актерском рисунке Александра Арсентьева (граф) и Виктории Исаковой (графиня), Сергея Лазарева (Фигаро) и Александры Урсуляк (Сюзанна). А веселый сценический кавардак с пятью этажами декораций и пятью пудами любви, альковными интригами, ревностью, тайными поцелуями, переодеваниями мужчин в женские платья и тому подобными комедийными шалостями не мешает сегодняшним зрителям расслышать актуальное содержание пьесы, написанной Бомарше в 1778 году и тут же запрещенной Людовиком ХVI в силу ее небывалого для тех времен критического запала.

Пьеса «Женитьба Фигаро» после того, как ее разрешили, снова запретили и еще раз разрешили, имела множество сценических воплощений в драматическом и музыкальном театре. Самого Фигаро принято считать (и играть) этаким ловким плутом, неунывающим проходимцем, продувным шалуном. Певец, шоумен, актер Сергей Лазарев, вопреки ожиданиям, играет его человеком веселым, легким на острое словечко, но и цельным, гордым, наделенным чувством собственного достоинства. Отринув обывательскую мудрость, что, дескать, умный не будет связываться с сильным, Фигаро вступает в непримиримый нравственный, интеллектуальный поединок с графом Альмавивой за свою честь, за чистоту своей любви к Сюзанне, которую сластолюбивый граф хочет осквернить, воспользовавшись правом первой ночи.

В фигуру Фигаро (да простится мне этот нечаянный каламбур) сын придворного часовщика Пьер-Огюстен Карон де Бомарше вложил, судя по всему, немало пережитого лично. Сергей Лазарев замечательно почувствовал и тонко передал это. Прекрасно сыгран центральный монолог героя о его тщетных попытках подняться наверх по социальной лестнице, который в других спектаклях обычно купируют: он-де утяжеляет, останавливает стремительно летящее к финалу действие. Сергей Лазарев и Евгений Писарев идут на этот риск вполне осознанно и — выигрывают схватку с зачастую рассеянным, жаждущим развлечения зрительским вниманием.

Исполненные горечи признания Фигаро, что ни природный ум, ни образованность, ни витальная энергия не помогли ему выбиться в люди, в то время как рожденный в роскоши граф получает все блага мира только в силу своего происхождения, звучат на удивление свежо. А рассказ Фигаро о том, как он, основав «Бесполезную газету», тут же получил уведомление от цензоров, запрещающее касаться на страницах издания тем политики, городского хозяйства, общественных нравов, народной жизни, вельможных особ и даже оперы (об остальном, мол, писать можно), и вовсе идет под веселые смешки зала, перемежаемые дружными аплодисментами.

Нет, Писарев ни на йоту не осовременивает пьесу, он ставит в полном смысле слова костюмный, праздничный, карнавальный спектакль, послушно следующий за буквой и духом старой пьесы. Но такова уж магия настоящей классики — она всегда звучит современно и остро. Даже если прикидывается всего лишь веселой, необременительной и легкой, как брызги шампанского, сценической забавой.