Именной состав бежит-качается

Московский метрополитен вот уже более 30 лет радует москвичей и гостей столицы стилизованными поездами

Многовековая железнодорожная традиция присваивать имена подвижному составу в начале XXI столетия получила на Московском метрополитене новое просветительское качество. Формируются подобные поезда по случаю юбилеев, в память о важнейших событиях отечественной истории. Так появился «Народный ополченец», рассказывает сотрудник народного музея истории Московского метрополитена Михаил Шульга. Некоторые составы посвящены становлению железнодорожного транспорта, например поезд «Красная стрела». Кроме того, электропоезда представляют собой уникальные дидактические экспозиции. В эту категорию входят именные составы «Акварель», «Читающая Москва».

Пионерские и комсомольские поезда

В 1982 году на Горьковско-Замоскворецкую линию вышел «Московский комсомолец». Он отличался от основных поездов лишь красной надписью достаточно мелким шрифтом на бортах головных вагонов и латунными табличками. Через год-полтора после начала эксплуатации именно эти вагоны были переданы на Киевский метрополитен, где резко ощущалась нехватка подвижного состава. Но идея была подхвачена.

Согласитесь, трудно себе приставить, что всего-навсего 30 лет назад советский школьник был готов совершить свой пусть маленький, но подвиг на благо Отечества. Вдумайтесь в это число: 330 тонн. Внушительно, не правда ли? Именно столько вторичного сырья смогли собрать пионеры Кунцевского района, для того чтобы на родной Филевской линии ходили новые поезда.

Инициаторами столь масштабного сбора металлолома стали ученики всего одной московской школы, однако позже к ним подключились пионеры со всего района. Новый поезд тогда на Филевскую линию так и не вышел. Вместо этого один из составов, эксплуатировавшихся в те годы в электродепо «Фили», во время заводского ремонта был украшен по бортам надписями «Пионер Кунцева», а в салонах появились плакаты, сообщавшие, что поезд построен из металлолома, собранного школьниками Кунцевского района в 1984 году. Все бы ничего, но по соседству висели заводские таблички, сообщавшие, что вагон был построен Мытищинским машиностроительным заводом в 1961 году.

Разразился скандал. Городское партийное руководство требовало, чтобы на Филевскую линию был передан новый поезд. Однако руководство Московского метрополитена стояло на своем. Нормальная эксплуатация на линии одного состава, значительно отличающегося по конструкции и оборудованию от других, просто невозможна. К тому же все вагоны Филевской линии прошли модернизацию для эксплуатации на открытом участке в зимнее время, а для модернизации нового состава для такой эксплуатации требовался целый технический проект. Поэтому «Пионер Кунцева» так и остался новым — старым поездом. Так же произошло и с ходившим некоторое время в середине 80-х годов по Калининской линии поездом «Перовский комсомолец».

Просуществовал «Пионер Кунцева» всего шесть лет, после чего был порезан на металлолом, так как вагоны выработали свой ресурс. 

Однако процесс, как тогда говорили, уже пошел. Появились другие поезда: новый «Московский комсомолец», «Гайдаровец», «Дзержинец», а на Горьковском метрополитене — «Пионер». От остальных их отличала лишь надпись на бортах головных вагонов, причем выполненная одним и тем же шрифтом. Все они с распадом СССР канули в лету, став совершенно обычными поездами. Исключением стал лишь появившийся в 1988 году «Народный ополченец».

Никто не забыт, ничто не забыто

Гордое имя «Народный ополченец» было дано ему в честь подвига ополченцев в боях под Москвой. Сотрудники Музея Московского метрополитена рассказывают: «Изначально поезд выделялся только надписями на бортах и весьма скромными плакатами в головных вагонах. Однако теперь все иначе. Всякая традиция существует только тогда, когда развивается». В каждом вагоне представлена полная информация, касающаяся подвигов и сражений, а также того, как выживало метро в военные годы, ведь строительство новых станций не останавливалось несмотря ни на что. Первыми пассажирами обновленного «Ополченца» стали ветераны 18-й дивизии Народного ополчения и ветераны Московского метрополитена. Традиционно участники войны собираются в канун битвы под Москвой именно в электродепо «Сокол», у памятника работникам депо, павшим в годы Великой Отечественной войны.

Связь с культурной столицей

Еще один именной состав, музей на колесах «Красная стрела 75 лет», был запущен на Сокольнической линии в 2006 году в честь 75-й годовщины своего тезки и по совместительству первого фирменного поезда Москва — Санкт-Петербург.

Немного истории

Еще в 1842 году указом Николая I между Москвой и Санкт-Петербургом была проложена железная дорога, благодаря которой путешествие стало комфортабельным и быстрым. Веком позднее первый фирменный поезд «Красная стрела» побивал все скоростные рекорды на пути к Ленинграду. Неудивительно, что в московской подземке появился состав, названный в честь поезда, который по сути стал символом объединения двух культурных и деловых столиц — Москвы и Санкт-Петербурга. Специально для нового юбилейного поезда была подготовлена большая коллекция информационных плакатов, повествующих об истории первого советского экспресса. Для оформления вагонов были использованы уникальные архивные документы и редкие фотографии. «Красная стрела 75 лет» наряду с «Народным ополченцем» по праву считается фирменным составом Московского метрополитена.

Галерея на колесах

Следом за музеем на колесах в 2007 году в День защиты детей на Арбатско-Покровской линии был запущен тематический поезд «Акварель».

Снаружи состав украшен изображениями пионов, хризантем, ромашек, подсолнухов — каждая секция вагонов имеет свой яркий, неповторимый образ, а каждый вагон имеет свою уникальную цветовую гамму, сочетающуюся с цветом пола и сидений. Специально для поезда «Акварель» хранители известных российских музеев отбирают из богатейшей коллекции знаменитые произведения русских и зарубежных мастеров. 

За прошедшие годы в вагонах электропоезда можно было встретиться с репродукциями произведений Сергея Андрияки и его учеников, увидеть копии полотен из собрания Государственной Третьяковской галереи, Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, Русского музея, музея-панорамы «Бородинская битва».

24 апреля 2014 года новую экспозицию, которая называется «Летописцы ратной славы», собрал на электропоезде «Акварель» коллектив специалистов Студии военных художников имени М.Б. Грекова. По доброй традиции состав отправился в путь после небольшой церемонии, прошедшей на платформе станции «Партизанская», рассказывает Михаил Шульга.

Ученье — свет

Библиотека на колесах продолжила дидактическое направление Московского метрополитена. В 2008 году на станции «Воробьевы горы» состоялась торжественная церемония запуска именного поезда «Читающая Москва». 

Первый вагон литературного поезда посвящен былинной тематике. На стенах представлены отрывки из былины «Илья Муромец и Соловей Разбойник», а также герои народных сказок «Колобок», «Иван-царевич и «Царевна-лягушка».

Второй вагон посвящен русским классикам. Для оформления были использованы отрывки из «Войны и мира», «Ревизора», «Евгения Онегина» и репродукции известных сцен из этих произведений.

Третий вагон, без всяких сомнений, произведет впечатление на любителей произведений о природе и животных. Тут можно познакомиться с «Лягушкой-путешественницей» Гаршина и «Серой Шейкой» Мамина-Сибиряка.

Четвертый вагон предназначен для самых маленьких читателей. Тут вас будут ждать Айболит, Старик Хоттабыч и Незнайка.

А вот пятый вагон ориентирован уже на школьников, так как здесь представлены такие произведения, как «Королевство кривых зеркал» и «Тимур и его команда».

Последний вагон угодит ценителям зарубежной литературы. Пассажиры этого вагона встретятся с Антуаном де Сент-Экзюпери, Марком Твеном и Эрнстом Теодором Амадеем Гофманом.

Мода 30-х годов

Функция именных составов — не только просветительская. Они призваны также украшать подземку столицы. Так, в неописуемый восторг приводит всех поклонников моды 30-х годов XX века ретропоезд «Сокольники». Сотрудники Музея метро говорят: «Этот поезд не является абсолютно точной копией составов минувшего века. Эксплуатационные параметры и технические характеристики вагонов соответствуют самым современным технологиям. Однако интерьер вагонов выполнен по сохранившимся чертежам того времени».

Поезд выкрашен в характерный для составов той эпохи коричневый цвет. Кроме того, полностью воссоздан интерьер — с помощью декоративной облицовки, оригинальных оконных наличников, деревянных поручней, потолочных и настенных светильников-бра и диванов с пружинными подушками из искусственной кожи, которая, по задумке дизайнеров, напоминает обивку, использовавшуюся веком ранее.

Вместо заключения

Целых два состава, посвященных Олимпиаде в Сочи-2014, были выпущены в этом году и функционируют на Серпуховско-Тимирязевской линии. Отличают поезда фирменные логотипы на стенах вагонов. Состав украшает Лучик и Снежинка, Леопард, Белый Мишка и Зайка. Внутри вагонов место рекламы размещены стикеры, посвященные Олимпийским играм.

Именные поезда за прошедшие 30 лет стали неотъемлемой частью московской подземки. Став украшением столичного метрополитена, тематические вагоны смогли органично вписаться и отразить важные этапы и значительные моменты в истории русского народа, тем самым отличая нашу подземку от метро в других странах.