МАРИЯ ЛАЗУТОВА: "РОССИЯ БРОСИЛА СВОИХ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ"

- Мария Николаевна, прежде о факте, в который трудно поверить. Правда ли, что в бюджете РФ

- Мария Николаевна, прежде о факте, в который трудно поверить. Правда ли, что в бюджете РФ отдельной строкой выделяются средства на помощь соотечественникам, но по этой статье деньги "сгорают" до последней копейки?
- Правда. Нельзя израсходовать 50,2 миллиона рублей без решения правительственной комиссии, а она не собиралась с тех пор, как был отправлен в отставку ее председатель, вице-премьер Густов. Мы восемь(!) раз вносили в правительство предложения по составу комиссии и ее председателю (по регламенту это премьер или его зам), нам всякий раз отвечали: прорабатывайте новый вариант. Возможно, в недрах аппарата правительства кто-то знал, что наше министерство пойдет на ликвидацию, и вел затяжную политическую игру.
- Вспоминаю командировку в Таджикистан, где каждый день на прием в консульский отдел посольства РФ приходят десятки отчаявшихся русских хоть за какой-нибудь гуманитарной, материальной помощью. У дипломата в запасе в лучшем случае - слова сочувствия людям, попавшим в непредвиденные драматические обстоятельства...
- Были намерения отправить нашим посольствам хоть немного средств по этой статье. В основном же деньги должны были пойти на учебники и подготовку учителей для русских школ, на поддержку национальных русских театров.
Мы каждый год в министерстве получали сотни заявок от различных культурно-просветительных центров из ближнего зарубежья, доводили работу до проекта решения, но каждый раз натыкались на "китайскую стену". Последний случай я вообще ничем не могу объяснить. Понимая, что надо искать другой ход для законно выделенных денег, мы разработали, по поручению еще Ельцина, программу гуманитарного сотрудничества со странами СНГ и Балтии. Минфин официально уведомил, что раз нет правительственной комиссии, то считает возможным выделенные на 2000-й год бюджетные средства израсходовать на программу, подписанную уже Путиным. Однако аппарат правительства три раза придумывал, как нам вернуть это письмо: "А почему подписал не первый зам, а просто зам?". Мы переделали, потом что-то еще возникало подобное... Я считаю необходимым все эти аппаратные игры сделать достоянием гласности, ибо они наносят огромный ущерб России. Никто нас автоматически любить не будет. Видя последние годы паралич власти и воли, наши соотечественники стали просто от России отходить. Политические партии и коммерческие структуры начали растаскивать диаспоры по своим квартирам. Хотя в прошлом году был принят важный закон о государственной политике в отношении соотечественников за рубежом...
- И этот клич разбил паралич.
-... а реальной государственной политики нет. А свято место пусто не бывает. Третьи страны начали активно сотрудничать с нашими соотечественниками. Русскоязычные диаспоры перестали считаться влиятельной силой, теперь можно вести внутреннюю политику без учета мнения миллионов граждан.
- А вам не кажется, что политики вспоминают чаще всего о соотечественниках в канун выборов?
- Есть такой грех у ряда политических партий, но это не общее правило. Что бы ни говорили о Лужкове, одно бесспорно, Юрий Михайлович часто выручал Россию своими гуманитарными акциями в ближнем зарубежье. Многие региональные лидеры сегодня негромко, но основательно стали заниматься этой проблемой. Белгород, Брянск, Воронеж, Великий Новгород... Мы, кстати, в Минсодружестве тоже отошли от глобальной политики, сосредоточили усилия на работе двусторонних межправительственных комиссий. Только что подписана программа сотрудничества приграничных областей России и Казахстана. Более 200 конкретных программ было согласовано. Уникальность программы с Казахстаном в том, что идет речь о паритетах по каждому пункту, в том числе, например, о равных правах на изучение и русского, и казахского языка. Труднее всего нам найти общий язык с Украиной, подобный документ даже не дошел до стадии серьезного обсуждения.
- Вы говорите очень горькие слова - о том, что Россия фактически предает своих соотечественников.
- Хотите откровенно? Вообще СНГ больше мертво, чем живо только потому, что именно такую политику проводит Россия. Я не понимаю высокомерия, которое появилось у наших молодых политиков к бывшим союзным республикам. Если вы рыночники, то поймите, что весь мир борется за рынки сбыта. Мы ведь эту борьбу во всех странах СНГ, за исключением Белоруссии, проигрываем. Если вы твердолобые сторонники одной экзотической партии, которой "по душе больше не звук саксофона, а дробь барабана", все равно не представляю, как можно в день выступления президента ведущей мировой державы смотреть с умилением на то, что по Думе гуляет человек с красноречивой надписью на спине "Клинтон - чмо". Мир относится к нам так, как мы относимся к этому миру. Поразительное неумение просчитывать свои шаги хотя бы на несколько ходов вперед.
- Согласитесь, что, например, Турция, которая в 90-е годы стала тратить миллионы долларов на безвозмездную подготовку студентов не только из Азербайджана и Киргизии, но и Татарстана, республик Северного Кавказа, поступает намного дальновиднее России.
- Не сыпьте соль на раны бывшего замминистра образования. Вот у меня письмо из Азербайджана, просят помочь очень одаренной русской девушке поступить в Московскую консерваторию, чтобы с нее не брали большие деньги как с иностранки. Престиж российского образования еще остается очень высоким. У нас учатся 25 тысяч студентов из стран СНГ и Балтии, из них 5 тысяч на основании межправительственных соглашений, остальных некоторые мудрые ректоры принимают на свой страх и риск и даже втихую выплачивают им стипендию как российским студентам. Возможно, именно эти студенты войдут в политическую и экономическую элиту и будут определять политику своих стран по отношению к России.
- Неужели Россия настолько бедная страна, что не может найти хоть немного денег на поддержку профессуры в странах СНГ, на издание прогрессивных учебников, на премии молодым русским ученым, творческим дарованиям? Неужели пример Джорджа Сороса, который выделил гранты на поддержку российского образования, нас ничему не учит?
- Все, что вы говорите, замечательно изложено в Программе гуманитарного сотрудничества, подписанной на ближайшие годы. Как она реализовывается, я вам сказала. Такое впечатление, что кто-то в центре ведет большую разрушительную игру, вся наша политика на деле строится на принципах отторжения. Одна надежда, что Путин как-то развернет ворота. Он единственный из высоких лиц, кто приехал в Узбекистан с настойчивой просьбой: в моей программе обязательно должна быть встреча с соотечественниками. И он встретился с учителями русского языка, потом этой проблемы коснулся на переговорах в Туркмении. Даже небольшая ремарка президента "Мы будем защищать соотечественников независимо от того, где они проживают", - сразу подняла настроение у людей.
- Вы столь откровенны, потому что уже нечего терять? Все сотрудники, в том числе и заместители министра, подписали "горчичники", уведомление о сокращении. Судьбой профессиональных кадров практически никто не занимается: кто на пенсию, а кто и на биржу труда. Бесцеремонность, с какой занимают генерал-губернаторы, вернее, их секретарши и телохранители, ваши кабинеты, кто-то сравнил с августом 91-го, когда младодемократы вышвыривали на улицу без разбору сотрудников Совмина и ЦК.
- Вы затронули очень больную тему, о которой мне совершенно не хотелось бы говорить. Мне кажется, Путина кто-то очень здорово подставляет. Представители президента еще ничего не успели сделать, еще даже функций своих толком не знают, а их охранники уже сторожат каждый кабинет. И это в режимном-то здании с военизированной охраной на каждом входе.
Целесообразность ликвидации нашего министерства - отдельная тема на фоне деклараций о "приоритетах СНГ". При всем этом я не драматизирую ситуацию, часть политических функций переходит к МИДу, где по проблемам СНГ есть четыре департамента. Экономикой и торговлей СНГ будет заниматься новое министерство, которое возглавил Герман Греф. Хотя, на мой взгляд, структура, координирующая работу всех ведомств, в правительстве или при президенте просто необходима. А наш разговор состоялся потому, что при очередной реорганизации растворяются в песке, откладываются в долгий ящик, уходят с профессиональными кадрами в никуда проблемы, от которых зависят сила и престиж державы.