НЕ ПОВТОРИЛОСЬ БЫ "ХОЛОДНОЕ ЛЕТО"

Из челябинской колонии общего режима ЯВ 48/8 вышли первые амнистированные в честь 55-летия Победы в Великой Отечественной войне.

Специалисты утверждают, что на свободу выйдут не 120 тысяч человек, как было заявлено, а раза в три больше. Только в системе Челябинского управления исполнения наказаний готовятся выйти из тюрем на свободу 8000 человек плюс около 4000 из следственных изоляторов, а всего под амнистию подпадают порядка 20 000 осужденных. Каждому администрация обязана предоставить бесплатный проезд до места жительства и минимальное денежное содержание, если у него на личном счете пусто. Утверждая амнистию, народные избранники не подумали об этой стороне дела и соответствующего финансового обеспечения исправучреждения не получили. И это не самый серьезный "прокол" в документе, открывающем тюремные ворота.
Вот конкретный пример. В тюрьме строгого режима отбывает наказание убийца, лишивший жизни четверых человек. Суд приговорил его к 15 годам лишения свободы. Он отсидел уже два года, в нарушителях дисциплины не значится. Зато парень - участник боевых действий в Чечне, награжден орденом. Данное обстоятельство позволяет ему выйти на свободу. Справедливо это или нет?
- У нас немало "афганцев" и "чеченцев" отбывает наказание по "тяжелым" статьям, многие - за убийство, - рассказывает начальник "восьмерки" Владимир Горбунов. - Конечно, кто-то из них совершил преступления сгоряча, не сумев "обуздать" опаленную войной психику. Под амнистию же подпадают почти все, даже те, кто связал свою судьбу с криминальным миром.
- Возникает ощущение, что положение об амнистии, принятое Госдумой, пролоббировано криминальным миром, - в один голос говорят и в ГУИН, и в прокуратуре. - Проект Минюста выглядел несколько иначе, но в угоду некой конъюнктуре к специалистам не прислушались. Ни к нам, ни к медикам.
В постановлении об амнистии есть и другой момент, не согласующийся со здравым смыслом. Речь идет о больных туберкулезом. Наличие у заключенного палочки Коха, по сути, приравнено к наличию правительственной награды. Если заключенный не злостный нарушитель дисциплины, не совершил преступления, находясь за решеткой, или не был помилован (амнистирован) ранее, но болен туберкулезом, то будь он осужден по любой статье - милости просим в свободное общество. В Челябинской области таких наберется более полутора тысяч человек.
Есть в постановлении об амнистии и еще одна "нестыковка", вызывающая недоумение. Скажем, немало выйдет на свободу чиновников-взяточников, проворовавшихся торгашей, водителей, задавивших людей. По приговору суда, один лишен права занимать должности в госучреждениях, другой - в сфере торговли, третий - управления автотранспортом. Так вот, госдумовский документ автоматически освобождает их от этой части наказания.
Сотрудники системы исполнения наказаний, прокуратуры надеются, что депутаты сумеют признать ошибки и поправят свой документ. Руководители большинства колоний и тюрем "придерживают" заключенных из названных "сомнительных" категорий. Но такое право у них есть только до 26 ноября. Если до того времени Госдума не примет соответствующие поправки, может повториться "холодное лето 53-го".