"МАСКИ-ШОУ" - ЭТО НЕ ДЛЯ НАС

Почему собирать налоги в нашей стране не только труд-но, но, бывает, даже опасно? На эту тему наш корреспондент беседует с директором Федеральной службы налоговой полиции России Вячеславом СОЛТАГАНОВЫМ.

- В вашей общественной приемной всегда много народа. С какими проблемами приходят граждане в налоговую полицию?
- Чаще к нам обращаются за защитой. Прежде всего - от нечестных компаньонов и непорядочных руководителей фирм. И зачастую при проверке оказывается, что сделка проводилась не по правилам, тайно. Попутно обычно выясняется - фирма задерживает платежи в дорожный и Пенсионный фонды.
- Почему руководители фирм не платят в такие важные для общества фонды? И как вы заставляете нерадивых выполнять долг?
- Приходится выяснять, куда уходят средства, предназначенные, положим, пенсионерам. Обычно руководители тратят их на автомобили, мебель, словом, на дорогие покупки. Как только говорим, что передадим дело в суд, деньги в фонды обычно сразу находятся.
- За рубежом жалоба гражданина на то, что сосед живет не по средствам, укрывается от налогов - обычное дело. Кое-где за такие сведения даже приплачивают. А к вам приходят с подобными жалобами или, точнее, сообщениями?
- Бывает. Но делают это в основном бизнесмены. И не всегда из желания восстановить справедливость, наказать махинатора, а чтобы скомпрометировать конкурента. Мы к таким заявлениям относимся осторожно. Факты часто фальсифицируются: война компроматов в бизнесе - дело распространенное.
За рубежом действительно по-другому. Я недавно побывал в Голландии, Швеции, Англии. Там граждане в самом деле помогают собирать налоги. В этих странах тоже кто-то может украсть, скрыть доходы, но вот потратить незаконные деньги ему трудно - обязательно попросят полицию проверить, на какие средства человек купил дорогую машину, построил шикарную виллу. Примерно так было и у нас в советское время. Правда, по иным причинам.
- В адрес налоговых полицейских раздается немало нареканий. Особенно когда они действуют чисто силовыми методами, в масках, с оружием. Многим такая демонстрация силы кажется неоправданной...
- Скажу честно, обыски с участием вооруженных автоматами полицейских можно пересчитать по пальцам. Такие силы используются только тогда, когда мы точно знаем, что на фирме обосновались преступники, от которых можно ожидать сопротивления, когда уверены, что нас встретит вооруженная охрана и так далее. В Калуге, например, нашим работникам пришлось освобождать заложницу: ее преступники взяли, чтобы помешать проведению обыска. А вообще только 0,4 процента наших сотрудников занимаются физической защитой, то есть, как вы говорите, носят маски. Остальные работают без масок. Обыски проводятся в строгом соответствии с законом.
- Можно ли рассказать поподробнее о тех операциях, что недавно были проведены в некоторых подразделениях "АвтоВАЗа"?
- В конце мая в 26 регионах нами проводилась проверка в 42 управлениях региональной торговли ООО "АвтоВАЗ". Обследовались помещения офисов и производилось изъятие финансовой документации. Операция проводилась в рамках уголовного дела. Оно было возбуждено больше года назад в отношении ряда руководителей "АвтоВАЗа". Они подозревались по нескольким статьям: мошенничество, невозврат валютной выручки из-за рубежа, уклонение от уплаты налогов. Несмотря на то что по уголовному делу шло следствие, махинаторы продолжали действовать. Нам пришлось пойти на крайние меры - провести такую вот широкомасштабную операцию. Изъятая документация сейчас тщательно изучается. Окончательный вывод сделают следователи, а пока могу сказать, что, например, в кабинете заместителя директора московского представительства "АвтоВАЗа" было обнаружено около 50 тысяч долларов США, у него же найдено удостоверение сотрудника Минюста России. Происхождение денег и удостоверения выясняется...
- По данным вашей службы, половина частных фирм контролируется криминалом. Как вы это "вычислили"?
- У нас работает аналитический центр, который изучает сообщения СМИ, сводки, доклады, судебные дела. Кроме того, мы получаем оперативную информацию от своих источников, в ходе розыскных мероприятий. Ведь наша служба имеет такие же подразделения, которые есть в других правоохранительных органах - в МВД, ФСБ.
- А как складываются отношения с этими ведомствами?
- Полномочия четко разграничены. Бывает, проводим совместные операции. Но у нас - своя специфика. Даже терминология своя. Иногда милиционер не замечает того, что обязательно увидит наш полицейский. Например, далеко не каждый обратит внимание на термин "маржа", который в ходу у банковских работников. Между тем так называется прибыль, получаемая банком от сделки. Ее часто утаивают. Или возьмите такое распространенное явление, как банкротство. Лучше всего могут в нем разобраться, как мне кажется, именно сотрудники налоговой полиции. Говорю об этом не случайно. По нашим данным, около 100 банков занимаются бизнесом как раз на неплатежах. В чем тут суть, поясню на примере московского кредитного банка "Витта", который по договоренности с руководителями ряда предприятий реализовал оригинальную схему уклонения от налогов. Через этот банк были проведены фиктивные платежи на сумму 17 миллионов долларов, что в конце концов привело "Витту" к банкротству. Как выяснилось - фиктивному. Кое-кто на этом нагрел руки. А мы теперь выясняем - кто именно.
- Как вы выходите на крупных махинаторов? Ведь они тоже люди неглупые, умеют прятать концы в воду...
- Прежде всего надо знать, где искать. Одно дело жалобы, оперативная информация, а другое - точный анализ. В последнее время мы больше работаем как раз на основе анализа и называем это линейно-отраслевым принципом проведения проверок. Скажем, нас заинтересовала обувная промышленность. Почему? Дело в том, что в советское время в стране приходилось по семь пар обуви в год на человека. А сейчас - только по две пары. Между тем прилавки завалены обувью, да и босиком в России как будто никто не ходит. Вывод напрашивается сам собой: производители и продавцы не платят акцизные сборы на продукцию.
Или возьмем сигареты и папиросы. Число курильщиков, по всем данным, растет. А акцизные сборы почему-то снижаются или, в лучшем случае, остаются на одном уровне. Значит, на рынок выбрасывается "левая" продукция, контрабанда. Операция "Табак", которую сейчас мы проводим по всей стране, подтверждает этот вывод. На Северном Кавказе, в Московской области обнаружены подпольные цеха по производству сигарет. Чаще всего подделываются такие марки, как "Мальборо", "Бонд", "LM", "Петр I", "Прима". Реализуются по подложным документам. Очень много и контрабанды. Сейчас мы хотим расширить операцию "Табак", подключить к ней работников таможни, милицию. По нашим подсчетам, объемы подделок сигарет и папирос можно сравнить разве что с подделками алкогольной продукции. Но там порядок потихоньку наводится. Мы надеемся, что и с беспорядком в табачном производстве справимся.
- В мае закончился срок подачи налоговых деклараций физическими лицами. Вы, как я понимаю, больше заняты фирмами, то есть юридическими лицами. А простые граждане вас интересуют?
- В последнее время мы стараемся больше обращать внимания как раз на то, как платят налоги физические лица. Логика тут простая. Если какой-то бизнесмен, банкир или предприниматель живет на широкую ногу, покупает дорогие вещи, в декларации занижает свои доходы, то это первый признак, что жульничает не только он сам, но и его фирма. Таким образом, случается, часто выходим на целые преступные группировки... Ведь налоговые преступления нередко переплетаются с преступлениями иного рода: рэкетом, шантажом и даже убийствами. В Москве, например, налоговые полицейские заинтересовались коммерческой фирмой, которая занималась оптовой торговлей продуктами: она не платила налоги. Как выяснилось в ходе оперативных мероприятий, под вывеской фирмы орудовала банда. На счету у нее было несколько убийств.
- Похоже, сейчас возможностей вести борьбу с организованной преступностью у вас стало гораздо больше...
- Да, с апреля, после вступления в силу Закона "О внесении изменений в статью 126 Уголовного кодекса" мы можем вести расследование всех основных экономических преступлений. Если раньше мы способны были возбудить уголовное дело только по двум статьям УК, то теперь - по двадцати семи. Наши сотрудники вправе расследовать незаконные сделки с землей (статья 170), факты незаконного предпринимательства (статья 171 ч. 2), незаконной банковской деятельности (статья 172), незаконного получения кредита (статья 176) и так далее.