ВОЗВРАЩЕНИЕ ИОАКИМА

Решением ярославских епархиальных властей в городе Тутаеве недавно вскрыли старую могилу, в которой предположительно был погребен новомученик Георгий Седов. В годы сталинских репрессий он, будучи старостой деревенского храма, прятал у себя гонимых священников, за что подвергался арестам и пыткам. Народная память сохранила необычайный факт многолетней давности: когда сорок лет назад Георгий Седов скончался, то во время отпевания усопшего прямо из иконы Спасителя вылетела большая красивая бабочка и села на руки покойного. И на поминках она кружила рядом, и на сороковины, и на годовщину появлялась в доме... В наши дни останки новомученика было решено перенести в храм. Однако могила к этому времени почти затерялась, география кладбища изменилась и у священнослужителей возникли сомнения...

- Пришлось поднять старые бумаги, - рассказывает участвовавший в работах известный ярославский патологоанатом Владимир Васильевич Смирнов. - В одном документе говорилось, что однажды на старосту храма во время строительных работ упала плита, сломав ему обе ноги. Изучение останков это подтвердило, что позволило снять все сомнения об их принадлежности.
Впервые за содействием к Владимиру Васильевичу правящий архиерей обратился 15 лет назад. Тогда необходимо было идентифицировать останки, найденные под спудом храма в маленьком селе Бабайки Некрасовского района. Верующие предполагали, что это не простое захоронение, а могила известного православного святого Игнатия Брянчанинова. Доказать это мог только судмедэксперт - причем обязательно крещеный, уважительно относящийся к Церкви. Этим строгим условиям соответствовал В. Смирнов, заведующий кафедрой судебной медицины Ярославской государственной медицинской академии.
С задачей Смирнов успешно справился - собрал из разрозненных костных останков весь скелет. Изучая документы о жизни святого, выяснил, что Игнатий Брянчанинов долгое время страдал остеохондрозом. Эта "зацепка" и стала главной. Тщательное исследование костей выявило следы давнего заболевания. Так Церковь обрела святые мощи Игнатия Брянчанинова, а заодно - доброго помощника в лице Владимира Смирнова.
Года через два его потревожили новой просьбой подтвердить или опровергнуть версию того, что захоронение в приделе одного из ярославских храмов могло принадлежать святому Иннокентию Сибирскому. Эксперт взялся за дело. Поскольку святой умер уже в XX веке и сохранилась его фотография, сравнение проводили по уцелевшим элементам лица и форме черепа, другим частям тела. После того как предположения подтвердились, мощи были торжественно препровождены из Ярославля в Иркутск.
Четыре года назад епархия подготовила для Архиерейского Собора список священников, которых просила канонизировать как новомучеников. Самый известный из них - митрополит Ярославский Агафангел (Преображенский), сыгравший значительную роль в сохранении православного единства после революции и умерший осенью 1928 года. Тело владыки погребли в подклети Леонтьевской церкви. Однако за прошедшие семьдесят лет могли вскрыть склеп, разграбить его и затем бросить туда любые кости... Поэтому епархия решила провести экспертизу останков.
Владимир Васильевич доказал, что в склепе находится именно Высокопреосвященный Агафангел.
- Есть много способов идентификации, - говорит Смирнов, - но самым верным остается сравнительный анализ именно по костным останкам. Редко кто из людей в жизни своей не получал переломов, не страдал различными недугами. Если это отражено в письменных источниках, то при умелом подходе "историю болезни" можно "прочитать" по уцелевшим частям скелета.
В другом случае эксперт посетил древний Переславль-Залесский. Здесь надо было опознать скелет, принадлежащий, по слухам, святому Андрею Смоленскому. При исследовании останков была обнаружена явная аномалия - "структурные изменения шейных позвонков". А из жизнеописания следовало, что он долго носил на шее почти двухпудовые вериги, что не могло не отразиться на состоянии костей. Сделав такой вывод, Смирнов подписал положительное заключение.
... Самое любопытное в том, что впервые святые мощи Смирнов увидел задолго до начала своего сотрудничества с Церковью: пятьдесят лет на кафедре, где работал Владимир Васильевич, хранились останки представителя духовенства. В начале Великой Отечественной при прокладке траншеи у Воскресенского монастыря в Угличе рабочие наткнулись на дубовую колоду. Вскрыли - и увидели облаченное в монашескую схиму тело мужчины с потемневшей кожей, длинными волосами, бородой. Необычным был вес мумии - всего около 7 килограммов. На груди покойного лежала грамота с жизнеописанием схимонаха Иоакима (Ульянова). В 1598 году он добровольно отказался от пищи и воды, лег в дубовый гроб и через некоторое время умер.
В советские времена о передаче мумии Церкви не могло быть и речи. Гроб отправили в местный музей, а иссохшее тело перевезли на кафедру судебной медицины Ярославской медакадемии и поместили в стеклянный саркофаг - оно служило учебным пособием... Останки возвратили епархии опять же при участии заслуженного врача РФ В. Смирнова в 1996 году. Теперь мощи иеромонаха почивают в угличском храме Димитрия на Полях.
Всего на счету Владимира Васильевича Смирнова 16 экспертиз останков православных деятелей, причем по 12 результатам подвижники веры были причислены к лику святых. За свои труды Смирнов награжден церковным орденом святого благоверного князя Даниила Московского.