ЭКОНОМИКА ПО-МОНАСТЫРСКИ

Под сенью храмов работали заводы: салотопенный, свечной, гончарный, кирпичный, лесопильный,

Под сенью храмов работали заводы: салотопенный, свечной, гончарный, кирпичный, лесопильный, смолокуренный, литейный, механический, кожевенный и даже судостроительный; плюс девять ремесленных мастерских, плюс обширное сельхозпроизводство - и это все Соловецкий монастырь на рубеже XIX-XX веков...
О нем и многих других мужских и женских монастырях, представлявших собой не только обители монашеских подвигов, но и особые хозяйственные структуры, посредством уникальных архивных документов и фотоматериалов впечатляюще рассказала в столичном "Манеже" историко-церковная выставка "Монастырская экономика в прошлом и настоящем". Она была организована Макариевским фондом (председатель - митрополит Воронежский и Липецкий Мефодий) в сотрудничестве с Международным центром финансово-экономического развития, Издательским советом РПЦ, Институтом российской истории РАН и Российским государственным архивом древних актов.
Несколько слов о монастырском прошлом. В 1917 году в России насчитывалось 1256 монастырей и подворий, практически в каждой обители имелось какое-либо благотворительное учреждение: богадельня, детский приют, больница, школа. Благодаря умелому хозяйствованию многие монастыри были богаты, но деньги не транжирили, доходы шли на развитие и украшение обителей.
Несколько слов о монастырском настоящем. Выступая на открытии экспозиции, Патриарх Московский и всея Руси Алексий II отметил, что если к концу 80-х годов XX века у Русской Церкви после жестоких притеснений оставался лишь 21 действующий монастырь, то сейчас монашеская жизнь уже возрождена в 560 обителях и 149 монастырских подворьях. И повсюду, как встарь, молитвенное служение сочетается с разнообразной хозяйственной деятельностью.
В этой связи Патриарх выразил надежду, что в новом Земельном кодексе будет учтен "монастырский фактор", поскольку иноки, развивая земледелие, животноводство и другие отрасли, должны иметь возможность обеспечивать питанием не только себя, но и паломников, и обездоленных людей, и учащихся духовных учебных заведений.