"ШУМЕЛ-ГОРЕЛ ПОЖАР МОСКОВСКИЙ"
В жаркое лето 1547 года в Москве начался великий пожар,

"ШУМЕЛ-ГОРЕЛ ПОЖАР МОСКОВСКИЙ"
В жаркое лето 1547 года в Москве начался великий пожар, какого ни до, ни после не бывало. Тем он и запомнился. Произошло это 21 июня, в самом начале царствования Ивана Грозного. Выгорел почти весь город, огонь не пощадил даже Кремль с его царскими палатами, монастырями и казной, уравняв бояр и голытьбу. Тысячи людей погибли, еще больше остались без крова и были обречены на голодную смерть. Как свидетельствует летописец, люди "выли аки дикие звери". На пепелище пожара вспыхнул бунт. Искали виновных и нашли. Кого не любили, того и погубили. А не любили больше всего Глинских - родственников молодого царя. Под горячую руку на пожаре попал его дядя Юрий Глинский вместе с чадами и домочадцами, коих обвинили в колдовстве и лишили живота.
И ныне случаются в Москве пожары, которые не имеют столь опустошительных последствий. Но опасность подстерегает столичных жителей с другой стороны. Специалисты Российской академии естественных наук считают, например, что через каких-нибудь 50 лет москвичей останется... половина. К такому выводу подталкивает статистика смерти и рождаемости за последние 10 лет. Причины, помимо социально-экономических, - ухудшение нравственно-эмоционального состояния, несоответствие надежд и действительности. Иными словами, пожар души.
НЕ ВНЕЗАПНО, НО ВЕРОЛОМНО
22 июня 1941 года - зловещая дата в нашей истории. Много лет нам внушали, что гитлеровская Германия напала на Советский Союз внезапно и вероломно. Под это легче было списать огромные потери и катастрофическое отступление до Москвы и Сталинграда. Со временем стало выясняться, что это не так. Какая уж тут внезапность, когда разведка не раз предупреждала о вторжении и даже называла точную дату. Накануне войны вышел художественно-пропагандистский фильм "Если завтра война". Ежедневно по радио звучала песня с таким же названием.
А вот насчет вероломства - это точно. Только в том смысле, что Гитлер сломал веру Сталина в пакт о ненападении...
И тут вдруг вспомнился такой пустячок, как наша беспочвенная вера в победы российской сборной по футболу. Но за победу в войне (простите такое сопоставление) за ценой не постояли. А в футболе просто постояли... на поле. В лучшем случае побегали как могли. Впрочем, футбол всего лишь модель жизни, но не модель жизни и смерти.
ЛИЦОМ ИЛИ СПИНОЙ
26 июня 1718 года был казнен сын Петра Первого - царевич Алексей. У царя-реформатора наследник оказался консерватором, "отражавшим чаяния отсталых слоев российского общества". Это вовсе не исторический парадокс, а, скорее, закономерность. Не только в механике, но и в обществе всякое действие вызывает противодействие. Отец пытался обратить Россию к Европе лицом, а сын, наоборот, вознамерился вернуть ее в исходное положение. Алексей был подвергнут жестоким пыткам и сознался в заговоре. Дело дошло до того, что у него под пытками вырвали показание, что он сделал свои признания... не под пытками.
И по сей день с переменным успехом протекает борьба нового со старым, и наоборот. Правда, не всегда в столь обнаженной форме. Вот и вертимся. Удивляем Европу - то лицо покажем, то...