САМОСОЖЖЕНИЕ В ПАРИЖЕ

В Париже такого еще не видели. В толпе манифестантов, собравшихся перед центральным офисом французской контрразведки ДСТ, сначала вспыхнула дымным факелом одна женщина в черных одеждах и платке, туго завязанном под подбородком. Немного позже ее примеру последовала другая. Затем поджег себя молодой мужчина. Все они получили тяжелейшие ожоги. Самоубийцы, как, впрочем, и большинство пикетчиков, являются сторонниками организации "Моджахеды иранского народа" (ОМИН), по которой только что французские спецслужбы нанесли мощный удар.

Промарксистски настроенные моджахеды в свое время активно участвовали в свержении шаха Резы Пехлеви вместе со сторонниками аятоллы Хомейни, но после с ними разошлись на идеологической почве - они хотели построить в Иране не столько исламскую, сколько социалистическую республику. Не найдя общего языка с муллами по этому вопросу, взялись за оружие и успели отправить на тот свет немало приближенных Хомейни, в том числе президента, премьер-министра и четыре десятка депутатов от исламской партии. Реакция новых властей страны была адекватной: членов ОМИН вешали и расстреливали без счета. Правда, их лидеру Масуду Раджави с группой соратников удалось скрыться в Европе. Он бросил якорь неподалеку от Парижа в живописном местечке Овер-сюр-Уаз, где в имении, окруженном глухим забором, устроил штаб-квартиру своей организации.
Именно туда, а также еще в несколько близлежащих мест обитания иранских оппозиционеров наведались в ходе широкомасштабной операции 1300 сотрудников ДСТ, полицейских и жандармов. Ими были арестованы 165 человек, включая жену Масуда Раджави - Мариам, которая сейчас де-факто управляет ОМИН (сам лидер еще в 1986 году был выслан из Франции), конфисковано несколько миллионов долларов и евро, а также большое количество финансовых документов. Следователям предстоит тщательно изучить, чтобы установить связи ОМИН, которая была включена сначала госдепом США, а в прошлом году Евросоюзом в "черный список" террористических организаций. Как заявил министр внутренних дел Франции Никола Саркози, ОМИН хотела "превратить нашу страну в тыловую базу" для проведения акций против Тегерана. Из источников, близких следствию, стало известно, что в последнее время моджахеды планировали теракты против иранских представительств в Австралии, а также в некоторых других странах.
Зачистка оппозиционеров под Парижем была с удовлетворением воспринята в Иране. В условиях, когда Вашингтон ужесточает позицию, а Джордж Буш открыто заявляет о поддержке студенческих выступлений в Тегеране, ее там склонны рассматривать в качестве некоего жеста доброй воли со стороны Франции, которая, несмотря на все перипетии иракских событий, отнюдь не собирается отказываться от независимого курса во внешнеполитических делах и отстаивает свои интересы.