САДИМСЯ НА МЕЛЬ

Около 90 процентов из 174 российских судов, построенных в 1992-2000 годах, ныне бороздят моря и океаны под иностранными флагами. И это при том, что средний возраст судов отечественного пассажирского флота уже превышает 20 лет. Такие цифры были озвучены на "круглом столе", организованном международным комитетом "Мир океанам" совместно с советом по изучению производительных сил РАН и Министерством экономразвития РФ.

Заместитель руководителя департамента судоходной политики Министерства транспорта В. Юрьев заявил, что из-за непомерных налогов и таможенных сборов (до 28 процентов от стоимости постройки) российские суда вынуждены "сбегать" под чужие флаги. Причем этот процесс грозит принять необратимый характер. Резко упал грузооборот. В 1992 году наш морской флот перевез 34 процента внешнеторговых грузов, в прошлом - всего 6 процентов.
Не лучше обстоят дела и в речном пароходстве, которое помимо внутренних грузоперевозок, еще и обеспечивает транспортные маршруты по речным путям. Их длина, кстати, по сравнению с тем же 1990 годом сократилась на 37 процентов. Доля грузовых перевозок по рекам составляет сейчас всего 4 процента от общего объема перевозок в стране. Гидротехнические сооружения не ремонтировались уже полвека и в любой момент могут рассыпаться, а почти все из 128 речных портов нуждаются в срочном техническом переоснащении. Из 30 тысяч речных судов 10 тысяч пора "списывать на иголки".
Коснулись участники "круглого стола" и еще одной больной темы - экологического состояния наших водных ресурсов. После создания на Волге энергетического каскада и огромных водохранилищ количество промысловой рыбы резко сократилось, а остатки добивают ядовитые стоки многочисленных предприятий, разбросанных по берегам. В районе Новочебоксарска предельно допустимая концентрация по диоксину в волжских водах превышена в 200 раз.
По единодушному мнению, все эти проблемы необходимо решать безотлагательно. Раскритиковав Морскую коллегию, возглавляемую сегодня премьер-министром М.Касьяновым, участники "круглого стола" решили, что будет больше пользы, если ее возглавит президент страны. Кроме того, по их мнению, срочно надо внести поправки в законодательство РФ, регулирующее использование и обеспечивающее защиту водных ресурсов, уточнить отдельные положения международного морского права.