ТРЕЩИНА НА ФАСАДЕ

"Фасадом России" назвал Север великий Михаил Ломоносов. Фасад этот протянулся более чем на девять тысяч километров и семь часовых поясов: от заполярного Мурманска до далекой Чукотки. Здесь сосредоточены громадные запасы нефти, газа, минерального сырья и многого другого. Освоение этого богатства и развитие производительных сил на Севере и в Сибири всегда были важнейшей частью экономической стратегии страны. Сейчас же сокровища Севера не приносят людям былого благополучия. "Фасад" дал трещину. Почему? Ведь еще наши деды проложили Северный морской путь, освоили "золотой" северо-восток страны, создали Западно-Сибирский нефтегазовый комплекс и, казалось бы, вложили нам в руки несметные богатства с отлаженным хозяйственно-управленческим механизмом.

ГРУСТЬ СЕВЕРНЫХ ТЕРРИТОРИЙ
Годы "реформ" сумели сделать, казалось бы, невозможное - практически полностью разрушить огромный комплекс транспортно-технологических связей, развалить горнодобывающую и рыбообрабатывающую промышленность, ослабить механизмы доставки грузов на Север, уменьшив грузопоток почти в четыре раза. Закрываются поселки и целые города, демографический кризис нарастает, за чертой бедности находится каждый пятый северянин. Дети и подростки Севера оказались в неравных стартовых условиях жизни по сравнению с их сверстниками из других регионов страны. Они болеют в 2,5 раза чаще, чем дети в целом по России, и возможностей для получения качественного образования и досуга у них существенно меньше.
Даже в относительно благополучном Ханты-Мансийском автономном округе из-за нехватки школ удельный вес числа учеников, вынужденных заниматься во вторую смену, в 40 раз выше, нежели в Санкт-Петербурге. А численность зрителей театров на тысячу человек населения в 13 раз меньше, чем, к примеру, в Москве.
И все это при том, что северяне живут в крайне неблагоприятных экологических условиях. Выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных источников в 18 раз выше, чем в считающейся экологически неблагополучной столице.
Таков он - российский Север, 70 процентов территории нашей страны, где проживают 10 миллионов человек.
Говорить о бедственном положении северных территорий можно бесконечно. Но вопрос в другом - хотим ли мы исправить это положение и вернуть северной земле ее прежний статус процветающего края?
Ведь значимость "фасада России" для страны со времен Михаила Ломоносова только усилилась. На долю Севера приходится 60 процентов национального экспорта, здесь добывается 92 процентов газа, 80 процентов нефти, 90 процентов никеля, почти все золото и алмазы, рыба и лес. Конечно, можно сказать, что Север обогащает Россию. Но не стоит превращать фасад в кладовку, а еще хуже - в скотный двор...
НЕЛЮБИМОЕ ДИТЯ
Создается впечатление, что у правительства сегодня нет реального желания развивать Север.
Словно в насмешку, за ненужностью, два года назад упразднили Госкомсевер, правительственную структуру, которая реально занималась "северными" проблемами. Или взять программу экономического развития страны. Здесь главной задачей, касающейся Севера, определено переселение людей с его территорий.
Однако будем смотреть правде в глаза - задача эта государству не под силу. Крайне неудовлетворительно финансируется президентская программа строительства жилья для выезжающих с Севера. К началу прошлого года построено чуть больше 25 процентов жилья от плана. В бюджете 2001 года на программу переселения было выделено всего лишь 160 миллионов рублей при потребности в два миллиарда. Который год в прямом смысле бедствуют и не могут выехать на Большую землю жители Корякского автономного округа. И это всего "каких-то" восемнадцать тысяч человек. А для того чтобы вывезти с Севера основную массу людей, потребуется не менее 50 миллиардов рублей. Стоит ли говорить, что найти такие деньги в бюджетном кошельке страны будет ох как непросто не один десяток лет.
ЧТО НЕ МОЖЕТ ИСПОРТИТЬСЯ - ТОЖЕ ПОРТИТСЯ
Таким образом, выходит, ветеранам еще многие годы придется пребывать в условиях вечной мерзлоты, болотного гнуса, нехватки кислорода, десятимесячной зимы. И логично предположить, что главной задачей государства в сложившейся ситуации должна стать реальная экономическая поддержка Севера. Люди, там живущие, должны получить хотя бы минимальную возможность поддерживать свое существование.
Новые кризисные очаги стали появляться уже и на тех территориях, которые являлись экономическим оплотом страны, обеспечивали налоговыми поступлениями до 40 процентов российского бюджета.
Депутат Государственной Думы от Ханты-Мансийского автономного округа Владимир Асеев прокомментировал ситуацию так: "В результате отмены полтора года назад целевых отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы объем геологоразведки в Ханты-Мансийском округе стремительно сократился. Здесь ликвидировано около половины разведывательных предприятий. И если негативный экономический эффект от этого решения реально скажется только в будущем, то социальные проблемы в регионе обострились уже сегодня. В округе есть поселки, для которых геологические экспедиции были градообразующими. Сейчас они остались буквально без средств к существованию, создав неразрешимые проблемы для окружного бюджета".
Отсутствие у федерального центра стремления серьезно заняться проблемами северных территорий усугубляется непродуманной законотворческой деятельностью. К примеру, в Государственную Думу внесен пакет законопроектов о местном самоуправлении и принципах организации исполнительной и законодательной властей в субъектах Федерации. Внедрение в жизнь этих документов, на наш взгляд, пойдет не на пользу населения Севера.
Законопроекты подразумевают максимальную концентрацию бюджета в федеральном центре с последующим "справедливым" распределением между субъектами РФ. По подсчетам Минфина, для реализации планируемого бюджетного процесса в федеральный бюджет будут уходить все 100 процентов дохода от добычи газа и 92 процента дохода от добычи нефти. Иначе говоря, "кошелек" северных регионов-доноров обречен на катастрофические убытки. А если принять во внимание курс правительства на отмену северных льгот и предполагаемое финансирование бюджетников по единым нормативам, можно предположить, что зарплаты на "северах" сократятся пропорционально местным бюджетам. Ведь в настоящее время практически везде доплаты учителям, врачам, библиотекарям производятся местными властями.
Северные территории, живущие плохо, станут жить еще хуже. Те, которые живут хорошо, тоже станут жить плохо. Одним словом, на месте северных регионов-доноров возникнут территории с массой социальных проблем.
ПОРА МЫСЛИТЬ РЕАЛЬНО
Общемировая практика промышленной разработки месторождений в труднодоступных местах, в том числе и на северных территориях, как правило, сводится к использованию вахтового метода. Но справедливости ради надо сказать, что нигде в мире и не пытаются заселять такие территории. Просто строятся вахтовые поселки - обеспечиваемые социально, кстати, гораздо лучше, чем наши города. А национальным аборигенам, живущим там постоянно, выделяются круглые суммы в виде компенсации за использование недр. Россия же в силу разных, в том числе и экономических причин, пошла по другому пути - превращению вахтовых поселков в места постоянного проживания. Тем самым огромная масса людей, поверивших государству и согласившихся осваивать Север и жить там, сама превратилась в аборигенов. На русском Севере родилось и выросло уже не одно поколение после массового освоения этих территорий в 50-60-х годах. И сегодня уже немало таких северян, которые не очень настроены уехать отсюда.
Конечно, есть север и Север. К примеру, Амдерма, Диксон и Дудинка - это такие места, где жить крайне тяжело. И программа переселения для них - объективная необходимость и потребность.
А вот возьмем тот же Ханты-Мансийский округ. На сходных широтах расположены Швеция, Финляндия, Норвегия, значительная часть Канады. Сам город Ханты-Мансийск лежит практически на одной параллели с Санкт-Петербургом. И разумеется, ни у кого не возникает мысли переселить жителей Питера на юг, чтобы сократить вложения в инфраструктуру северной столицы.
Да, так у нас случилось, что государство в свое время ушло от вахтовой системы освоения Севера, строя здесь оседлую жизнь. Но эта практика приносила и продолжает приносить реальную пользу стране. Например, только за первый квартал текущего года Ханты-Мансийский автономный округ (формирующий около 10 процентов прямых доходов России) дал в федеральный бюджет на 45 процентов больше средств, чем за аналогичный период предыдущего. Похожие показатели и у Ямало-Ненецкого автономного округа. Поэтому стоит ли очертя голову кидаться в очередные крайности, не продумав и не просчитав все последствия, а еще хуже - не учитывая горького опыта "социально-экономической эволюции" некогда процветавшей Корякии? Может, при подготовке законов и принятии государственных решений лучше идти от практики жизни, а не от теоретических схем?
И заняться наконец действительной реставрацией фасада страны.