В понедельник православные христиане отмечают праздник Святого Духа.

В честь этого события Патриарх Московский и всея Руси Алексий II совершит Божественную литургию в Успенском соборе Московского Кремля, сообщает РИА «Новости».

Духов день следует за днем Святой Троицы. Согласно православному учению именно сошествие Святого Духа на апостолов явило попечение всех Лиц Триединого Бога о мире: Бог Отец творит мир, Бог Сын искупает людей от рабства дьяволу, а Бог Дух Святой освящает мир через устроение Церкви.

В следующий за Пятидесятницей понедельник совершается праздник в честь Святого Духа. Этот праздник был установлен Церковью «ради величия Пресвятаго и Животворящего Духа, яко един есть (от) Святыя и Живоначальныя Троицы», в противодействие учению еретиков, отвергавших Божество Святого Духа и единосущность Его с Богом Отцом и Сыном Божиим.
Святой Дух един с Отцом и Сыном во всем, посему Он и совершает с Ними все, будучи самовластным, всесильным и благим. Через Него подается всякая мудрость, жизнь, движение, Он – источник всякой жизни. Он имеет все, что имеют Отец и Сын, «кроме нерождения и рождения», исходя от единого Отца. Святой Афанасий говорит: «Дух Святый от Отца не создан, не сотворен, не рожден, но исходит». Но в чем состоит исхождение Святого Духа от Отца для нас непостижимо, как непостижимо и рождение Сына. Поэтому Святая Православная Церковь никогда не решалась подвергать эту тайну Божества человеческому рассуждению, но всегда исповедовала ее, согласно с учением Спасителя нашего Иисуса Христа (Ин.15,26). Господь открывает человеку только то, что необходимо для его спасения, и многие тайны остаются для нас за непроницаемой завесой.

Обогащая человека духовными дарами и растя в нем плоды духовные, Дух Святой украшает человека и многообразными добродетелями, делает его, по слову Писания, древом добрым, творящим и плоды добрые (Мф.7,17). Жизнь по Духу Святому ясно обнаруживается в плодах Духа, к которым относятся, по словам апостола Павла, «любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» (Галат.5,22-23).

В "Духов день", говорят, еще и земля именинница: тревожить ее ни в коем случае нельзя - ни копать, ни сажать.

Считалось, что с этого дня, первого понедельника после Троицы, начинается Русалочья неделя. Духов день у славян — посвящен неприкаянным душам, то есть не принятым ни в рай, ни в ад и поэтому живущим в воде или в воздухе (в соломе). На Руси "Духов день" совпадал с семиком - славянским праздником жертвоприношений предкам и божествам растительности, с которым связаны обряды и поверья о русалках. Считалось, что на "Духов день" русалки выходят из своих жилищ, плещутся на поверхности воды, а иногда выходят на сушу. В этот день люди старались не купаться. Неделя, начиная от Духова дня, называлась "русалкиной неделей".