СВОБОДНОЕ ПАРЕНИЕ

Ноги берлинского художника Йохана Лорбеера висели примерно в двух метрах от тротуара, одной рукой он опирался о стену дома. Других точек опоры не было видно, получалось - немец пребывал в свободном парении. При этом Лорбеер улыбался, переговаривался с прохожими, вел по мобильнику задушевную беседу. "Я изображаю туриста, который приехал в сибирский город и прогуливается по маленькой пешеходной улице, - объяснил свой перфоманс, или, по-русски говоря, живую скульптуру, художник. - От других людей я отличаюсь только тем, что уровень земли у меня немножко выше, чем у всех остальных".

Народ, наткнувшись на такое зрелище, просто столбенел. Толпа любопытных ширилась, быстро перекрыв улицу. Кто-то фотографировал, кто-то названивал друзьям: "Срочно приезжайте! Тут мужик в воздухе висит!" Мама показывала чудо маленькой дочке: "Юленька, ну подними головку". Девочка лет трех, увидев дядю, испуганно расплакалась.
Какая-то бабушка громко негодовала: "Ну чего он там висит? Зачем? Какой-то ненормальный!" И выразительно покрутила пальцем у виска. Не дремала и милиция. Представителю Красноярского культурно-исторического музейного центра, с которым немецкий художник сотрудничает, пришлось отбиваться сразу от нескольких нарядов. Никак не помогали ни официальное разрешение за подписью заместителя главы города Василия Куимова, ни подробные объяснения. "Надо его снять", - настаивал один из стражей порядка. К счастью, милиционеры не полезли на стену вслед за Лорбеером и в конце концов ретировались.
- Я ничего специально не придумываю, не готовлю что-то в студии, - рассказывает художник. - Идеи приходят сами, в любом месте, например, когда делаю покупки в супермаркете. Главный эксперт - моя дочь Лиза. Сейчас ей 17 лет, но перфомансы она начала оценивать лет с 2-х. Смотрит и говорит: "Сегодня у тебя не получилось". Или наоборот: "О, ты на высоте!" А мне интересно обычную рядовую ситуацию перевести в необычные условия. Работа "Тарзан", которую я демонстрирую в Красноярске, - это попытка поспорить с гравитацией, детская мечта подняться над землей и суетой. И еще - желание вызвать у человека улыбку, заставить его удивляться.
Йохан показывал свои перфомансы в Риме, Париже, Женеве, Барселоне, Копенгагене, Чикаго. Его работы из области современного искусства удивляли публику в Сальвадоре, Китае, Германии. Он окончил академию художеств в Нюрнберге, в последние годы обитает в Берлине. Там у него своя студия, художник также занимается и фотографией, снимает сюжеты на видео. Преподает в Берлинской академии искусств.
Большинство зрителей в Красноярске действительно порадовались неожиданному зрелищу и кричали Йохану ободряюще: "Держись, парень". А параллельно ломали голову над загадкой - как ему удается болтаться в воздухе? Один солидный мужчина смотрел-смотрел, да и сообразил: "Там должен быть какой-то каркас, иначе ничего бы не вышло". Так и оказалось. Рука, которой художник якобы прикасается к стене, - ненастоящая. Это металлическое крепление, на нем держится вся конструкция. По лестнице любитель перфомансов поднимается наверх, влезает в жесткий корсет, всовывает ноги в башмаки. Свои ботинки Йохан оставляет на земле. А затем поверх всего надевает просторные брюки и пиджак: железяки-приспособления снизу не видны. Хотя, наверное, провести несколько часов в таком подвешенном состоянии тяжело. "Да, не очень удобно, но терпимо, - признался экстравагантный немец. - Зато Копперфилд отдыхает!"