Кабмин готовится ввести штрафы за проезд «зайцем» по платным автодорогам. 20 июня изменения в Административный и Бюджетный кодексы рассмотрит президентский Совет по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства.
Чиновники предлагают установить размер штрафа в 2500 рублей. Но для эффективности санкции на трассах необходимо внедрить систему свободного потока («free-flow»). Первый такой опыт планируется реализовать на Центральной кольцевой автомобильной дороге Московской области (ЦКАД, откроется в 2025 году). Пока же законы не предусматривают на дорогах постоплатную систему. На сегодняшний момент проехать по платной дороге можно лишь сделав остановку на специальных пунктах оплаты. При этом содержание пунктов обходится дорого и происходит в том числе за счёт кошельков автолюбителей.
Пресечь бесплатный проезд можно методом контроля оплаты платных парковок, отметили в правительстве. Другой вариант: аналог санкций за безбилетный проезд в метро или на автобусе (1000 рублей). Деньги со штрафов пойдут в бюджеты регионов.
В данный момент в Кодексе об административных правонарушениях (КоАП) нет наказания за неоплату движения по платной трассе. Но каждый автомобилист или мотоциклист обязан остановиться для оплаты на пункте взимания платы (ПВП).
«Основная проблема - недобросовестные пользователи, которые принципиально не хотят оплачивать проезд… Кроме того, нарушители еще и создают аварийные ситуации при проезде ПВП, чем наносят вред добросовестным автомобилистам», - цитирует пресс-службу «Автодора» портал «ДорИнфо».
В госкомпании назвали два способа контролировать оплату проезда. Первый – светофоры на ПВП. Не оплатил – вынужден ехать на красный. А это штраф от 1000 рублей. Второй вариант предполагает замену пластиковых шлагбаумов на металлические. Последние при попытке их сбить портятся сами и наносят ущерб автомобилю. Вырисовывается состав статьи о порче имущества (шлагбаума) по вине нерадивого водителя. В «Автодоре» попутно очень ждут обновления КоАП: без наказаний для «зайцев» функционирование «свободного потока» буксует. И почва для финального удара по «зайцам» готова: по сведениям «Автодора», за апрель-май число проездов по трассам без оплаты снизилось в десять раз – с 9,6% до 1,1%. Лидер по нарушениям – трасса М-4 «Дон» (20,3 тысячи). На М-3 «Украина» 1,2 тысячи нарушений, а на М-11 «Москва - Санкт-Петербург» всего 900.
Что люди скажут?
Простые водители и эксперты неоднозначно отнеслись к идее новых штрафов. Юзеры соцсетей шутят о налоге за право выйти из подъезда, а автоэксперт Юрий Антипов предостерегает от возможных злоупотреблений. «В ряде случаев система построена таким образом, что она нарушает права граждан, которые живут в зоне платной дороги. Они не могут выехать, не заезжая на такую трассу, у них просто нет другого варианта. Второй момент: при проезде через пропускные пункты действительно возможно мошенничество. И вопрос здесь нужно ставить не в плане наказания, а в плане устранения лазеек», - приводит слова эксперта NationNews.
Автоэксперт Роман Гуляев инициативу дорожников и правительства поддержал. «Либо пристраиваются за другим автомобилем, либо пролетают под транспондером за другим автомобилем, и этому другому автомобилю потом приходит оплата за него. Соответственно, инициатива правильная», - цитирует специалиста RT. По мнению Гуляева, число желающих прокатиться бесплатно по платным дорогам растёт.
Одобрил по сути наказание депутат Госдумы Вячеслав Лысаков и указал на «профилактический» размер штрафа. «Не думаю, что эта цифра (штрафа в 2,5 тысячи рублей) останется. Она может варьироваться наверняка. Я думаю, это прикидочная цифра, но если проезд стоит в среднем несколько сот рублей, то, наверно, цифра штрафа в районе двух тысяч рублей имеет свой профилактический, воспитательный характер», - приводят РИА Новости слова народного избранника.
Не совсем понятно, зачем спешить убирать старые пункты оплаты: ведь по платным дорогам ездит подавляющее меньшинство водителей, заметил адвокат коллегии "Карабанов и партнеры" Станислав Мальцев. «Ситуация с платными дорогами в России довольна специфичная – не так велик процент автолюбителей, которые предпочитают платную дорогу бесплатной, в связи с этим тяжело говорить о том, что таким дорогам необходима дополнительная разгрузка», - сказал юрист РИА Новости.
Не приветствует штрафы адвокат и вице-президент «Движения автомобилистов России» Леонид Ольшанский. «Штрафы за парковку или трассу относятся к нормам административного права, а вопрос принадлежности парковок или дорог – к гражданскому. Конституционный суд предписывает не смешивать эти нормы права, - сказал порталу TRUD.RU адвокат. – Деньги можно взимать только за то, что человек заазал: например, перевозку грузов. А платные парковки или трассы – что-то из области навязанных услуг». Монетизация парковой и трасс по мнению Ольшанского нарушает 19 статью Конституции о равных правах. «Денег нет – езжайте в обход по колдобинам. Куда такое годится?», - спрашивает эксперт. Грядут выборы депутатов 8 сентября, недаром почти все кандидаты выступают против платных парковок и трасс, заметил адвокат.
Отметим, плата за проезд введена в 13 регионах РФ: Санкт-Петербурге, Московской, Воронежской, Калужской, Новгородской, Ленинградской, Липецкой, Псковской, Ростовской, Рязанской, Тверской, Тульской областях, Удмуртии.
Практика платных дорог в стране стартовала 22 апреля 1999 года с 20-километрового участка трассы М-4 «Дон» - в обход села Хлевное в Липецкой области. Тогда стоимость проезда по нему для легковушек составляла от 5 рублей и для грузовиков – 15 рублей. Позднее платный участок удлинили.
Штрафы за проезд "зайцем" по платным дорогам есть и за границей. В Италии санкция составляет 300 евро (около 21,5 тысчячи рублей), в Австрии 120 евро (8,6 тысяч рублей), в Швейцарии 200 франков (12,8 тысяч рублей).