Украинский раскольник Филарет Денисенко заявил об отмене «поместным собором» Украинской православной церкви Киевского патриархата (УПЦ КП) решения о ликвидации этой возглавляемой им неканонической церковной структуры.
«Отменили ликвидацию Киевского патриархата и, наоборот, утвердили существование Киевского патриархата и существование Киевской патриархии как юридического лица», - заявил Филарет на пресс-конференции. Его цитирует РИА Новости.
В постановлении «собора», опубликованном интернет-изданием «Апостроф», утверждается, что УПЦ-КП продолжает быть собственником всех средств и имущества, приобретенного за собственные деньги или переданного государственными органами или органами местного самоуправления. К этому имуществу относятся храмы, монастыри и учебные заведения. А все банковские счета являются счетами «Киевской патриархии» как юридического лица.
Кроме того, на «соборе» постановили, что главой УПЦ-КП продолжает быть патриарх Киевский и всея Руси Филарет, избранный пожизненно.
«Собор благодарит Вселенского Константинопольского патриарха Варфоломея и всех архиереев Матери-Церкви за попытку решить украинскую церковную проблему, но нас не устраивает содержание томоса об автокефалии Православной церкви Украины», - говорится в постановлении.
Как считают в УПЦ КП, данный томос не соответствует статусу автокефальных церквей, а потому ставит ее в зависимость от Константинополя.
Томос, о котором идет речь, 6 января Киеву передал Константинопольский патриарх Варфоломей. Документ накладывает на «новую украинскою церковь» ряд ограничений, которые делают новую структуру зависимой от Константинополя.
В Русской православной церкви такую «автокефалию» назвали «пустышкой», а день подписания томоса — трагическим в истории вселенского православия.
«Новая церковь» Украины была образована на «объединительном соборе» в Киеве в декабре 2018 года в результате слияния двух неканонических церковных структур.
Каноническая Украинская православная церковь, которую возглавляет митрополит Онуфрий, отказалась участвовать в этом мероприятии. А в РПЦ каноническое значение «собрания» в Киеве назвали ничтожным, а возможность признания Епифания другими поместными церквями - едва ли выполнимой задачей.