05 декабря 2016г.
МОСКВА 
-4...-6°C
ПРОБКИ
1
БАЛЛ
КУРСЫ   $ 64.15   € 68.47
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

"АКАДЕМИКИ ЮМОРА" УСЫПИЛИ ЗРИТЕЛЕЙ

Крюкова Антонина
Статья «"АКАДЕМИКИ ЮМОРА" УСЫПИЛИ ЗРИТЕЛЕЙ»
из номера 133 за 20 Июля 2000г.
Опубликовано 01:01 20 Июля 2000г.
Представить нынешнее телевидение без юмористических передач совершенно невозможно, как, скажем, застолье без тамады, королевскую свиту без шута, Чапаева без Петьки, а песню - без баяна. Было бы крайне неосмотрительно без конца выдавать в эфир мыслящие физиономии и сохранять такое положение на всем протяжении разговора - скука смертельная получается. Но и уверенность в безусловном юмористическом изяществе всякой произнесенной фразы, которой грешат наши словоохотливые ведущие юмористических программ, порой способна вывести из себя даже очень терпеливого зрителя. В своем предыдущем обозрении я старалась проанализировать некоторые передачи, на очереди - следующие.

Отметим одну общую особенность "веселых" телепрограмм: больше и чаще всего в них смеются сами участники. Как будто заведомо компенсируют собственные провалы. В еженедельной программе "Джентльмен-шоу" (с которой, несмотря на ее очевидную несостоятельность, банальность юмора, граничащего с пошлостью, и тривиальность исполнения, ОРТ отчего-то никак не может расстаться, хотя это надо было бы сделать уже давно) больше всех смеется постоянный ведущий Олег Филимонов, непременно рассказывающий анекдоты. Сразу видно, что он очень веселый человек, прямо-таки "смехач". Филимонов любит переодеваться то в "народного повара" в нелепом колпаке, то в толстую тетку, во всеоружии готовую встретить своего припозднившегося супруга, а то и вовсе в юную особу из "российско-украинско-латиноамериканского" пародийного сериала "Моя вторая папа" - так он называется в "Джентльмен-шоу".
Нетрудно догадаться, кому принадлежит авторство этого идиотического названия. Чтобы оценить подобный юмор, требуются поистине неслабое здоровье. Иногда бывает, что некоторое оживление у зрителей появляется во время экскурсии одного из "джентльменов" в коммунальную квартиру неунывающего одессита Семена Марковича. В целом же чувство меры в этой передаче напрочь отсутствует. Но ведущему, как говорится, хоть бы что. Он смеется без устали. Остается только развести руками да позавидовать веселому нраву главного одесско-московского весельчака.
Скучному духу эстрадного ретро следует Евгений Петросян в еще одной юмористической программе-долгожительнице на ОРТ - "Смехопанораме". На днях она побывала в эфире уже в 205-й раз. О ее назначении и содержании заявлено в названии, и, казалось бы, особо мудрить нечего. Но Евгений Ваганович ставит перед собой задачу куда более серьезную, чем рассмешить публику. Ему недостаточно эстрадных номеров, пары-тройки юмористов-классиков или молодых, подающих надежды товарищей по цеху. Мэтр отечественного, изрядно потраченного молью и потертого временем сатирического жанра, взвалив на себя миссию академика сатиры, каждый раз настойчиво просвещает нас с энергией пытливого исследователя. Ему очень хочется сочинить многотомное собрание истории отечественной сатиры и юмора. С недавних пор он оставил умные цитаты из Конфуция и Аристотеля, Зощенко и Райкина, не стал использовать многолетний эпиграф, который он произносил всякий раз с истинным наслаждением, отчетливо артикулируя классическую фразу: "Я спешу посмеяться над всем, иначе мне пришлось бы заплакать. Пьер Огюстен Бомарше". Тут так и напрашивается другая умная цитата: "Смех есть самая верная проба души. Федор Михайлович Достоевский". Но еще большее наслаждение ведущий испытывает, когда "цитирует" самого себя, показывая свои собственные выступления. В каждой передаче он непременно доставит себе необыкновенное удовольствие, появившись раза три-четыре на сцене с вовсе не короткими миниатюрами. Надо заметить, что гостей программы он представляет куда скромнее не только по части творчества, но и во время задушевного разговора, в котором Петросян горазд высказаться по любому поводу, нетерпеливо перебивая и не слушая приглашенного собеседника.
То, что старые выступления давно потеряли актуальность и от них за версту несет пылью, Евгения Вагановича, похоже, тоже не смущает. Как не смущают его и, например, такие лингвистические "перлы", имевшие место в последней "Смехопанораме". В конце выпуска он вдохновенно произнес, обращаясь к зрителям: "Пожелаю радости, которая уходит с экрана в дома наших людей".
Уютная самореклама, в которой преуспел на телевидении ведущий "Смехопанорамы", до поры до времени явно не давала покоя еще одному нашему "классику" - Владимиру Винокуру. Пока он не появился на РТР с собственной передачей под ужасно нелепым названием "Вино-шоу-кур" - это ж надо было такое придумать! Правда, Винокур не претендует занять место академика сатиры и юмора, но показать себя, любимого, ему тоже доставляет немало наслаждения. Пока ведущий только и делает, что изо всех сил пытается убедить зрителей, что лишь он, единственный и неподражаемый, способен вызвать "смех в зале", не задумываясь о том, что не грех бы подготовить себе молодую смену...
Даже самовлюбленный Петросян иногда задумывается о будущем. Например, завершая уже упомянутый 205-й выпуск своей программы, он бодренько заявил буквально следующее: "Я надеюсь, что "Смехопанорама" будет существовать долго - и после меня, потому что без прошлого нет будущего". Думать о будущем, конечно же, надо, но если "Смехопанорама" и дальше станет прицельно рекламировать по ТВ творчество не дающего забыть о себе ведущего, то можно уже сегодня представить, какое "будущее" нас ожидает.


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников