ПО ЗЕРНУ МЫ ИДЕМ НА РЕКОРД

На самом деле, это какая-то загадка, непостижимая тайна. В прошлом году российский каравай потянул на 65 миллионов тонн, в этом валовой сбор зерна может перевалить за 70 миллионов. И тут вполне понятен оптимизм премьера Михаила Касьянова, который, посетив Белгородскую область, взял на себя смелость заявить, что через год-другой Россия может заняться экспортом зерна.

Министр сельского хозяйства Алексей Гордеев подтверждает, что наш прорыв на мировой зерновой рынок реален. Ведь впервые за последние 11 лет мы увеличили посевные площади. По словам Гордеева, тут сыграло свою роль грамотное субсидирование процентных ставок банковских кредитов для сельхозпроизводителей. Под реализацию этой схемы уже привлечено 10 миллиардов рублей, что уже сказалось на урожае.
Но проблема в том, что этот урожай пока что в поле. А в распоряжении российских хлеборобов к началу жатвы-2001 осталось всего 193 тысячи комбайнов. Это на 10 тысяч меньше, чем год назад, и на 100 тысяч меньше, чем в 1995 году. Из имеющейся сегодня в наличии техники свыше половины к началу лета было неисправно. По словам эксперта Института конъюнктуры аграрного рынка Николая Демьянова, если считать и все наличные комбайны, то нагрузка на каждый из них составит в среднем свыше 170 гектаров - это при норме 140. Но, как показывает практика, в иных регионах наш сверхвыносливый комбайн "молотит" хлеба на площади 300 и больше гектаров и заканчивает жатву глубокой осенью.
Как говорит аналитик зерновой фирмы "ОГО" Людмила Пигина, среди механизаторов немало таких народных умельцев, которые "клепают" технику прямо в поле. Притом "из ничего", поскольку с запчастями на селе дело опять обстоит очень плохо. Конечно, это скажется на темпах жатвы, но где наша не пропадала. Специалисты считают, что потери хлеба могут составить не меньше 10 процентов, как и в прошлом году.
Мнение аналитиков, похоже, разделяют и в правительстве. По словам Михаила Касьянова проблема лизинга техники "остается пока нерешенной". Хотя количество сельхозпредприятий, готовых покупать трактора и комбайны за живые деньги, растет. И, кстати, одних только комбайнов в этом году будет произведено гораздо больше прошлогоднего - девять с половиной тысяч.
Что греха таить, покупательная способность хозяйств, а стало быть, и их техническая обеспеченность были бы много выше, если бы был решен еще один вопрос, ставший для села судьбоносным: списание накопившихся долгов. Увы, обещанной реструктуризации не произошло. Кредиторская задолженность сельхозпредприятий составляет сейчас 225 миллиардов рублей.
Но вернемся к идее сделать Россию зерновой державой, способной не только себя, но и другие страны кормить хлебом. Для сведения: наши торгово-закупочные фирмы уже не первый год экспортирут зерно в Закавказье, Израиль, некоторые азиатские страны. И рады были бы наращивать эти экспортные потоки, но... Надо реально осознавать, что у нас были, есть и будут мощнейшие конкуренты. Та же Америка с ее колоссальными переходящими запасами зерна диктует на мировом рынке свои жесткие правила.