04 декабря 2016г.
МОСКВА 
-10...-12°C
ПРОБКИ
1
БАЛЛ
КУРСЫ   $ 64.15   € 68.47
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

ПУП ЗЕМЛИ ПРИ СВЕЧАХ

"А это пуп Земли", - говорит мой гид Изя Шамир. Мы находимся в храме Гроба Господня в Иерусалиме. Перед нами - каменная скульптура, и впрямь похожая на пупок. Рядом с ней горят свечи. Их зажгли паломники. Для христиан этот храм, построенный на Голгофе, где был распят Иисус, - самое важное место на нашей планете.

Но древний Иерусалим - "пуп Земли" не только для христиан. Иудеи со всего света стекаются туда, чтобы помолиться у Стены плача - единственной, что осталась от разрушенного римлянами храма царя Соломона. А прямо над Стеной плача - святыня мусульман: мечеть Купол скалы. Она построена на месте, откуда пророк Мухаммед вознесся на небо.
Вера - дело деликатное. Когда представители одной религии контролируют святые места другой, это всегда чревато конфликтом. За примерами далеко ходить не надо. Достаточно напомнить, что продолжающееся уже десять месяцев восстание палестинцев против израильской оккупации вспыхнуло после того, как 28 сентября прошлого года лидер израильских правых, а ныне премьер-министр Ариэль Шарон появился у святых мест мусульман, чтобы продемонстрировать израильский суверенитет над ними. Потому-то, решая в 1947 году судьбу Иерусалима, ООН посчитала необходимым не передавать его ни арабам, ни евреям, а выделить в самостоятельную административную единицу под международным контролем.
Но решение это не было выполнено. В результате разразившейся через год первой арабо-израильской войны Иерусалим оказался разделен. Его новая, западная часть, населенная евреями, отошла к Израилю, а старая, восточная часть, где веками жили палестинские арабы и где находятся святыни трех религий, - к Иордании. Во время новой войны в июне 1967 года Израиль оккупировал Восточный Иерусалим и вскоре аннексировал его. А в 1980 году весь город был провозглашен "вечной и неделимой столицей Израиля". Впрочем, международное сообщество в лице ООН не признало ни аннексии Восточного Иерусалима, ни статуса города как израильской столицы. Иностранные посольства так и остались в Тель-Авиве.
Колючую проволоку между двумя частями Иерусалима израильтяне снесли еще 34 года назад. На ее месте проложили проспект. Но до сих пор две части Иерусалима живут каждая своей жизнью. В Западной редко услышишь арабскую речь, все вывески там на иврите. В Восточной - наоборот. В Западной - израильские полицейские, в Восточной - армейские патрули.
Чтобы показать мне Старый город, мой давний знакомый и коллега Изя Шамир приехал в Восточный Иерусалим не на своем почти новом "вольво", а на маленьком старом "пежо" - таком раздолбанном, что нам с женой Изи и коллегой-тассовцем пришлось толкать машину в горку, ибо сама она осилить крутой подъем не смогла. Когда я спросил, где "вольво", Изя ответил: "Дома". "А почему приехал не на нем?" - никак не мог я взять в толк. "Номера израильские, машину могут разбить. А "пежо" не жалко. Я специально купил его за гроши, чтобы ездить в Восточный Иерусалим".
Палестинцы считают Восточный Иерусалим естественной будущей столицей своего государства. Но если предыдущее правительство Эхуда Барака готово было рассмотреть вопрос о передаче его палестинцам, за исключением Стены плача и еврейского квартала в Старом городе, то нынешнее и слышать об этом не хочет. И такая позиция отражает настроения многих израильтян. Потому-то они и поддержали на февральских выборах Шарона, а не Барака.
На прошлой неделе израильтяне с помощью бульдозеров сровняли с землей 14 новых, еще не заселенных палестинцами домов в лагере беженцев Шуэйфат на окраине Иерусалима. Мэр города Эхуд Олмерт утверждает, что они были построены без разрешения властей. Палестинцы отвечают на это, что получить разрешение на строительство практически невозможно, потому что израильтяне не хотят, чтобы арабское население Иерусалима увеличивалось.
Восточный Иерусалим должен стать столицей палестинского государства. Такой вывод подсказывает здравый смысл, не говоря уже о справедливости и международном праве. А вот находящиеся на его территории, в Старом городе, святые места трех религий стоило бы поставить под международный контроль - в духе давнего решения ООН. Никто не вправе распоряжаться ими единолично. Ведь религиозные святыни принадлежат всем верующим, где бы они ни жили.


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников