СЛЫШИТ НАС РИО, СЛЫШИТ МАДРИД

1 августа 1932 года испаноязычный мир впервые услышал обращенные к нему слова: "Внимание,

1 августа 1932 года испаноязычный мир впервые услышал обращенные к нему слова: "Внимание, товарищи! Говорит Москва!" Это был голос Луиса Чекини, бывшего вице-председателя Национальной федерации железнодорожников Аргентины, который после вынужденной эмиграции осел в СССР и затем более полувека работал на иновещании.
Хотя в те годы вещание было сильно политизированным, не только это определяло его лицо. Передачи из Москвы служили источником прямой информации о жизни Советского Союза. Рабочие, колхозники, полярники, летчики, артисты, писатели, ученые постоянно выступали у микрофона Московского радио (с 1994 года - "Голос России").
Популярность московских программ резко возросла в период гражданской войны в Испании, в 1936-1939 годах. Тогда во многих испанских городах и поселках, в республиканских частях слушали радио коллективно, а в редакцию поступало до 600 писем в день!
Великая Отечественная война стала проверкой на прочность для работников иновещания. Несмотря ни на что, передачи на испанском не прерывались ни на минуту. Ветераны-испанцы до сих пор вспоминают, какое огромное впечатление на них произвел репортаж о параде советских войск на Красной площади 7 ноября 1941 года.
Общая радость Победы в мае 1945-го была недолгой. Началась холодная война. Московское радио нередко оказывалось на острие идеологического противоборства. Но иногда случалось так, что радио брало на себя и дипломатическую миссию. Так было в дни Карибского кризиса в октябре 1962 года, когда человечество стояло на пороге ядерной катастрофы. В самый критический момент ответное послание Никиты Хрущева президенту США Джону Кеннеди с согласием немедленно вывезти советские ракеты с Кубы было решено передать по Московскому радио, не дожидаясь, пока оно поступит в Белый дом по дипломатическим каналам.
Особой оказалась миссия радиовещания на Чили. С первых дней военного переворота Московское радио разоблачило действия мятежников, не оставляя без внимания ни одного факта насилия. Известно немало случаев, когда только сообщение по радио из СССР об аресте того или иного патриота спасало ему жизнь, помогало освободиться из заключения. Были попытки заглушить московские передачи, но из этого ничего не вышло.
Популярность программ была столь велика, что в Чили в честь Московского радио сочинили песню, которая завершалась фразой: "Ла примера де Чиле" (первая радиостанция Чили).
Слушательница из Антофагасты свидетельствовала: "Никогда еще в своей истории чилийцы так не слушали зарубежное радио. Вынужденные из-за комендантского часа рано возвращаться домой, они включают приемники, чтобы узнать, что скажет Москва о том, что происходит у нас на родине, что говорят и думают о Чили во всем мире. Наутро все переданные из Москвы вести переходят от одного к другому".
К сожалению, после распада Советского Союза не удалось удержать с таким трудом завоеванные позиции в международном эфире. Иновещание понесло большие потери. Программы "Голоса России" на Латинскую Америку на испанском языке сократились до 2 часов в сутки, чего явно недостаточно. А на Испанию в эфире выделено всего... 30 минут.
А ведь, по признанию слушателей, "Голос России" остается для многих в мире основным каналом получения объективной информации о нашей стране. В Латинской Америке и Испании по-прежнему сохраняется интерес к России как к великой державе.