МИНУС 7 МИЛЛИАРДОВ

1 января 2006 года может вступить в силу закон N 131 "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ". Между тем отношение к нему неоднозначное. Обсуждается вопрос о переносе сроков на 2009 год. Руководители регионов, депутаты Госдумы РФ научены горьким опытом претворения в жизнь злополучного закона о монетизации льгот. О сути предстоящих перемен корреспондент "Труда" беседует с заместителем председателя Комитета ГД по делам Федерации и региональной политике Львом КОРШУНОВЫМ:

- Лев Александрович, ваш прогноз: что произойдет, когда в силу вступит 131-й закон? Что предпринимает Дума, чтобы не повторилась печальная история монетизации льгот?
- Разумеется, реформы нужны. Сама идея правильная: центр пытается спустить полномочия на муниципальный уровень, отдать определенный блок вопросов и финансово его подкрепить. В чем я вижу проблему? Есть цель, но нет механизма передачи полномочий на самый низкий уровень. Кроме того, нет для этого соответствующим образом подготовленных кадров. Могу конкретно сказать о том регионе, где я живу и где ситуация мне известна, - Алтайском крае. Сейчас там около 800 сельских поселений. Именно эти муниципальные структуры должны новые полномочия принять. А для этого должны быть люди, соответствующим образом подготовленные. Однако в крае фактически нет сегодня таких кадров. Людей же не обучали.
Самый больной вопрос на местном уровне - ЖКХ. В Алтайском крае задолженность жилищно-коммунального хозяйства государству - 7 миллиардов рублей.
- И как решать этот вопрос? Кстати, имеет ли он отношение к реформе?
- Прямое. Есть два пути: либо погасить долг из районного бюджета, а там нет денег, либо переложить этот груз на население. Когда мы говорим, что, мол, реформа задумана верно, то и должны грамотно выполнять. А если это произойдет "механически", то мы должны будем вынуть из кармана людей 7 миллиардов. Что равнозначно политическому самоубийству. Стало быть, надо принять меры, чтобы частично списать долги, частично отсрочить выплату.
- Если правительство обещает помогать регионам, то как, по каким критериям это будет осуществляться?
- Надо разделить вопросы, где правительство должно и обязано помочь, а где не должно да и не сможет. Те же 7 миллиардов, условно говоря, надо разложить по полочкам и провести вовремя структуризацию долгов. Вот тогда и спрашивать с регионов за реформу местного самоуправления.
- Получается, что к реформе регионы не готовы?
- Еще два года назад, в преддверии реформирования местного самоуправления, надо было провести анализ всех регионов. Почему этого не сделали? Одна из главных причин - неопределенность механизма реализации решений.