ЮРОДИВЫЙ ИЗ ЗВЕНИГОРОДСКИХ ЛЕСОВ

До скита, где провел последние годы жизни один из самых почитаемых русских святых Савва Звенигородский, мы добрались вечером. Послушники уже отправились на покой. Но тут из мрака выскочил веселый щенок, а следом появилась темная фигура...

Человек выглядел странно: в сером плаще, похожем на старую шинель, и строительном подшлемнике, застегнутом на подбородке. Увидев нас, он не удивился, а скорее обрадовался. "Вышел собачек покормить, - объяснил он. - Хорошо, что вас встретил. Значит, Богу угодно, чтобы провел к пещерке Саввы. Сами-то не найдете", - он зажег свечу и предложил следовать за ним по узкой, скользкой тропинке.
Нехорошие мысли закрутились в голове: куда ведет этот странный человек? Будто угадав наши мысли, он представился: "Меня зовут Евгений. Обошел пешком все святые места Руси от Москвы до Владивостока. Здесь уже полгода. В лесу хорошо - тихо, покойно. Только летом комары донимают. А вот и пещерка", - Евгений по-детски радостно заулыбался. Жилище крошечное и неудобное: здесь можно только спать или молиться, стоя на коленях. Как пожилой человек умудрялся годами обретаться в таких условиях, при этом сохраняя не только здоровье и здравый ум, но и способность лечить других, - загадка.
О жизни преподобного Саввы Сторожевского наш провожатый рассказывает со знанием дела. Савва пришел в обитель Сергия Радонежского 20-летним юношей и принял от него постриг. Спустя годы инок стал игуменом обители Успения Божией Матери. Ее устроил на реке Дубенке великий князь Московский Димитрий Донской в благодарность за победу над Мамаем. Затем преподобный основал близ Звенигорода новую обитель - будущий Савво-Сторожевский монастырь. Это произошло в 1398 году. Белокаменный красавец и сейчас высится на высоком холме близ слияния рек Москвы и Сторожки.
Однако Савва в монастыре почти не жил: удалился в пустынное место, водрузил деревянный крест, вырыл пещеру и оборудовал там келью.
Савву называли ясновидцем и кудесником. Молва приписывает ему множество случаев чудесных исцелений "одною молитвою и наложением рук". Источник, у которого он молился, по всеобщему мнению, приобрел целебные свойства. И сейчас к нему стоит очередь с бутылками и канистрами.
- Я часто вижу Савву, не только во сне, но и как бы наяву, когда сижу ночью у своего костра, - рассказывает Евгений. - Он приходит и рассказывает, как преодолевать трудности, не отчаиваться и любить людей.
Свое жилье Евгений показывает без всякого стеснения: это кострище, вокруг которого в узелках сложены старое одеяло, свечи, спички, хлеб и книги - молитвослов, Библия... Никакой палатки или шалаша у путника нет: он настилает сухую траву и закрывается одеялом. Спит всего два-три часа в сутки: остальное время молится, общается с людьми и работает. Каждое утро он приходит к монастырю и местным храмам, чтобы подмести, убрать накопившийся за день мусор. Люди дают ему пожертвования, кто сколько может. На эти деньги он покупает картошку и хлеб. Ничего другого не ест уже много лет. Вкус сахара и соли забыл. Ходит в городскую баню. Чаще всего его пускают бесплатно: что с него взять? "Голодным быть не страшно, грязным - грешно", - уверен наш собеседник. Летом он моется в реке - с помощью камешков и песка. Песком же стирает одежду.
Евгений не считает себя отшельником, не стремится стать монахом. Он зовет себя юродивым, "Божьим человеком". По его мнению, это особая духовная ноша. Могое знает об истории юродства на Руси, даже цитирует французского историка Леруа-Болье (когда-то, вспоминает Евгений, было у него высшее гуманитарное образование): "Русский народ любит то, что составляет сущность христианства: Крест. Юродство Христа ради есть одна из форм любви ко Кресту..."
- История русского юродства насчитывает более десяти столетий, - говорит Евгений. - Так, в самом начале X века под Черниговом жил блаженный Исаакий - бывший богатый купец, который, одевшись во власяницу и рубище, начал "юродство творити".
В каждом старинном русском городе были свои блаженные чудотворцы. В Москве - знаменитые юродивые Максим, Иоанн Большой Колпак и Василий, за великое количество добрых дел и предсказаний похороненный в основании Покровского Собора на Красной площади. Блаженные не боялись говорить правду даже царям. Так, псковский юродивый Николай осмелился бесстрашно приблизиться к самому Ивану Грозному и, не стесняясь в выражениях, покритиковать за опричнину.
- Сейчас много городских сумасшедших, которые ходят в грязной одежде и выкрикивают какую-то чепуху, - рассуждает Евгений. - Это просто нищие или больные люди. А юродивые - хоть и бедны телом, но богаты духом, верой в Господа. А главное - им дозволено то, что другим опасно: говорить правду. А в дурачков юродивые играют именно для того, чтобы их никто не гнал. Что, мол, с такого возьмешь? Сейчас, конечно, времена изменились: вряд ли, скажем, мэр города или президент России захотят выслушать юродивого, сделать выводы из его слов. Однако надо пытаться...
Прощаясь, мы решили дать Евгению сто рублей. Наше подношение показалось ему изрядной суммой. "Да я с такими деньгами две недели проживу!" - радовался он.
Нашу машину он сколько мог сопровождал бегом, время от времени останавливаясь, кланяясь и крестясь. Так он выражал свою благодарность. Маленькая смешная фигурка еще долго мелькала за деревьями...