Крупные работодатели в России стремятся учить студентов по-своему

Крупные российские компании уже поняли не просто выгоду — необходимость обучать студентов «под себя» и с каждым годом все активнее сотрудничают с вузами

От резюме до налогообложения

Компании выделяют деньги на проведение различных исследований и опытно-конструкторские разработки, создают базовые учебные кафедры, вкладываются в оборудование для университетских кафедр и лабораторий и, наконец, выплачивают гранты и именные стипендии студентам. В среднем на финансирование таких совместных программ направляют по 6,3 млн. рублей в год.

Слишком много теоретических знаний, говорят во всех компаниях, сотрудничающих с вузами. «Вузы дают хорошую базовую теорию. Но студентам не хватает практики. Кроме того, высокие технологии развиваются так стремительно, что учебные программы институтов за ними порой не успевают — студентам не хватает горячих знаний в IT-сфере», — говорит руководитель направления по работе с образовательными учреждениями «Лаборатории Касперского» Светлана Ефимова.

Вторая проблема: студентов не учат быть инициативными, «учат пользователями, а не созидателями», как определили в «Лаборатории Касперского».

Эту проблему компании также решают, вводя курсы, направленные на развитие лидерских качеств. «Наши специалисты читают курсы лекций по развитию личностных навыков — например, навыка публичных выступлений, умения вести переговоры.

Специалисты из отдела персонала проводят мастер-классы по навыкам самопрезентации, построению персонального бренда, умению проходить интервью и составлять резюме», — отмечает Анна Славнова, директор по персоналу PricewaterhouseCoopers в России. Это помимо специализированных курсов, необходимых для работы в PWC, — по практике применения МСФО, по РСБУ, системе налогообложения, международному налоговому планированию.

Конкуренция за вуз

С одной стороны, парадоксально, с другой — вполне по-российски: многие компании сталкиваются с тем, что в вузах не заинтересованы в создании совместных программ и в решении проблем, возникающих по ходу обучения, — такой вывод делается в исследовании Российского союза ректоров. Но это проблема решаемая, если захотеть, а компании хотят влиять на содержание учебных программ.

Hewlett Packard наладил взаимодействие уже с 17 российскими вузами — в его активе помимо МГУ и СПбГУ Самарский аэрокосмический университет, Дальневосточный технический, Казанский и Камчатский госуниверситеты.

В HP убеждены, что студентам не хватает многих знаний — во всяком случае, компания разработала курсы и лабораторные работы по таким темам, как «Параллельное программирование», «Сетевые технологии», «Маршрутизация в компьютерных сетях», они уже внедрены в учебный процесс вузов, рассказывает Игорь Белоусов, ведущий менеджер по работе с образовательными учреждениями НР в России.

Intel охватил своим влиянием Нижний Новгород, Новосибирск, Челябинск — всего около 25 вузов в России и странах СНГ. Работа с вузами была начата еще основателями компании (около 40 лет назад в Кремниевой долине США) и является частью корпоративной культуры.

«СИТРОНИКС» также не жалеет времени и денег на обучение студентов: студенты 4-го курса Московского государственного института электронной техники (МГИЭТ) в течение 6–10 месяцев проходят практику на производстве и в подразделениях предприятия. На подготовку одного студента каждый год выделяется от 38 до 140 тысяч рублей, в среднем за время обучения студент отрабатывает на «Микроне» от 216 до 1000 часов.

«Предприятие может влиять на содержание программы обучения, добавлять или расширять отдельные курсы обучения по направлениям, необходимым для развития производства», — комментирует вице-президент «СИТРОНИКС» по корпоративному развитию Константин Хачатуров.

«Лаборатория Касперского» наладила сотрудничество уже с двумя сотнями вузов. Инвестиции в образовательные проекты составляют свыше 5 млн. рублей в год. Студенты сначала проходят практику (работающие неполную неделю стажеры получают по 18 тысяч в неделю) и через полгода могут попасть в штат (с окладом от 30 тысяч).

Свободны в выборе компании

1200 студентов из 500 российских вузов, изучающих юриспруденцию, бухгалтерский учет и аудит, финансы и кредит, каждый год используют в процессе обучения систему «Гарант».

«Яндекс» не стал ограничиваться сотрудничеством с несколькими российскими вузами и два года назад открыл вечернюю Школу анализа данных (студенты обучаются там бесплатно). Для студентов МФТИ и ВШЭ обучение в этой школе — одна из возможных магистерских программ, а для студентов других вузов — программа дополнительного образования. Школа появилась, когда при поиске новых сотрудников стало ясно, что большинство выпускников ведущих вузов незнакомы с тематикой задач «Яндекса» и не умеют программировать на нужном уровне, вспоминает руководитель отдела по работе с академическими программами «Яндекса» Елена Бунина.

Студенты не связаны с компаниями, обучающими молодых людей «под себя», никакими обязательствами: в штат попадает только часть студентов, но эти знания будут востребованы во многих компаниях.

Опыт американских вузов показывает, насколько эффективным может быть сотрудничество университетов с бизнесом. Массачусетский технологический университет (MIT) — пример того, каким эффективным может быть образование, где студенты вправе выбирать курсы, а на факультетах ведутся исследовательские работы — например, разрабатываются энергосберегающие технологии и новые методики лечения рака.

Компании настолько заинтересованы в выпускниках этого вуза, что из спонсоров выстраивается очередь. Денег не жалеют: ежегодный спонсорский взнос составляет от 50 тысяч до 300 тысяч долларов, среди спонсоров фигурируют Alcatel, General Electric и General Motors, Hewlett Packard, IBM, Johnson & Johnson, Microsoft, Nestle, Nokia и NASA. Представители компаний участвуют в заседаниях совета факультета и составляют заказы на исследования, студенты проводят исследования, в которых заинтересованы компании.

Это путь, по которому сейчас двигаются наиболее прогрессивные университеты России. Когда у студентов появится возможность проводить действительно серьезные исследования, а институты изменят свои программы, дополнив их самыми современными курсами, объем спонсорской помощи возрастет в разы. Тогда студенты российских вузов, получив диплом, смогут легко находить работу как в России, так и за океаном.

Что нужно менять в российской системе образования?

Яна Зверева, студентка 6-го курса заочного отделения факультета политологии и социологии УрГУ:

— Я за перемены: нужно брать самое лучшее из европейской и американской систем образования и модернизировать под нашу реальность.

Плюс российского образования — широкий охват знаний. Но нужно сделать так, чтобы студент мог выбирать те предметы, которые ему по душе.

А вот практики и реальной возможности трудоустройства после университета у нас не хватает. Если нет практики, тебя на работу никто после вуза не возьмет.

Анастасия Беляева, Выпускница факультета социального управления РГСУ:

— Нужно как можно больше внимания уделить предметам конкретно по твоей специальности, а не общеобразовательным наукам. Допустим, на факультете социального управления слишком углубленно изучают программирование, которое в работе не пригодится. И нужно не только теорию изучать, но и выделить время для практических занятий, так как половина студентов даже не понимают сути своей специальности.

К сожалению, летняя практика не дает навыков, которые пригодятся в дальнейшем.

Сергей Кузнецов, Выпускник инженерно-строительного факультета МГСУ-МИСИ:

— В системе высшего образования существует давняя проблема зарплаты преподавателей. Это ненормально, когда доцент в вузе получает заработную плату 8 тысяч рублей, а руководство вуза получает «немного» больше.

Если говорить о возможности трудоустройства после института, то в направлении строительства и архитектуры проблем нет. Специальности инженера, инженера-строителя, архитектора очень востребованы.