Настасья Кински осталась пожить в Армении

Неожиданные итоги кинофестиваля «Золотой абрикос»

Еще четверть века назад на весь огромный Советский Союз было всего два международных кинофестиваля – Московский и Ташкентский. Первый был масштабным киносмотром класса «А» – этаким «нашим социалистическим ответом буржуазным Каннам». Второй собирал под свои знамена и давал путевку в жизнь фильмам из стран Азии, Африки и Латинской Америки. Теперь практически каждая из бывших союзных республик обзавелась своим собственным международным кинофестивалем. Едва ли не самый серьезный из них – «Золотой абрикос» – только что завершился в Ереване.

Армянские кинематографисты не стали гоняться за мировыми премьерами, за фильмами-новинками, которых пока никто на планете не видел. «Право первой ночи» они благоразумно оставили Каннам, Венеции, Берлину – трем китам мирового фестивального движения. На «Золотом абрикосе», наоборот, приветствуются картины, уже снискавшие лавры на других киносмотрах, у которых, тем не менее, практически нет шансов прорваться в армянский (да и в российский, украинский, грузинский etc) кинопрокат.

Сергей Пускепалис доволен тем, как приняли его фильм зрители

В итоге за 12 истекших лет ереванский кинофорум превратился в большой и сильный фестиваль серьезного авторского кино. В этом году, например, было показано порядка 200 фильмов, приехало около 150 иностранных гостей. В программу «Золотого абрикоса» практически не попадают средние, а то и серые картины, которыми, увы, пестрит афиша того же Московского международного, тщетно пытающегося конкурировать с главными мировыми фестивалями в поисках «не засвеченных» новинок. В конкурсе «Золотого абрикоса» могут соперничать фильмы-призеры из Канна, Берлина, Роттердама, Пусана, Венеции, Карловых Вар, и это делает творческое соревнование совершенно непредсказуемым для кинокритиков и необычайно интересным для зрителей. Не случайно залы вместительного ереванского кинотеатра «Москва», где проходит «Золотой абрикос», неизменно заполняются под завязку – и это несмотря на жаркий (температура под 40 градусов) июльский зной.

«Золотой абрикос» – фестиваль интеллектуальный, в первую очередь режиссерский. Здесь в разные годы со своими фильмами побывали корифеи мировой режиссуры, включая Аббаса Киаростами, Вима Вендерса, Маргарет фон Тротта, Александра Сокурова, Кшиштофа Занусси, Агнешку Холланд, Ким Ки Дука, Сергея Лозницу. Популярные актеры здесь бывают редко – в призовом раскладе «Золотого абрикоса» даже нет наград за лучшее исполнение мужской и женской роли. Но в этом году было сделано исключение…

Фестивальные просмотры проходили в кинотеатре «Москва»

Руководитель фестиваля, знаменитый армянский документалист Арутюн Хачатрян, чей 60-летний юбилей пришелся как раз на фестивальные дни, решил преподнести самому себе (и нам тоже!) подарок. Он пригласил на «Золотой абрикос» двух своих любимых актрис: и ослепительную итальянскую красавицу Орнеллу Мути, которую хорошо знают на постсоветском пространстве по фильму «Укрощение строптивого», где она играла в паре с Адриано Челентано, и американскую актрису (она проживает нынче в Малибу) Настасью Кински, звезду фильмов «Тэсс», «Париж, Техас», «Любовники Марии». Миниатюрная, тоненькая, с осиной талией Орнелла, которая выглядит лет на 25 моложе своего возраста, и налившаяся женской зрелостью и спелостью некогда хрупкая тростиночка Настасья замечательно смотрелись вместе. На открытии фестиваля за вклад в мировое кино им вручили по «Параджановскому талеру» – точному слепку одного из тех медальонов, которые всемирно знаменитый режиссер изготавливал в колонии из молочных и кефирных крышек.

Затем выдающихся актрис принял президент Армении Серж Саргсян. А «на десерт» красавицам устроили тайную экскурсию на коньячный завод с последующей дегустацией крепких напитков. Орнелла Мути простодушно призналась, что до сих пор не имела представления о том, что Армения – производитель знаменитого коньяка. Обещала всесторонне изучить этот вопрос и вернуться в Ереван еще раз со своей большой ретроспективой. А Настасье Кински так понравилось в гостеприимном Ереване, что в день закрытия фестиваля она сдала свой билет и попросила остаться еще на неопределенное время. В ее ближайших планах – съемки документального фильма, не исключено, что она решила собрать в Армении материал для своего режиссерского дебюта.

Настасья Кински и руководитель фестиваля Арутюн Хачатрян

Режиссеры с мировыми именами – поляк Кшиштоф Занусси, американец Роб Нильсен и французский режиссер армянского происхождения Робер Гедигян – дали в Ереване мастер-классы для своих молодых коллег. Последний из этой троицы вдобавок показал на открытии «Золотого абрикоса» свой новый, уже прогремевший в Канне фильм «История одного сумасшедшего», посвященный теме геноцида армян и долгому эху этой трагедии. Он же возглавил в Ереване международное жюри, которое в результате многочасовых дискуссий приняло, как показалось многим, безукоризненно точное решение.

Увы, без призов остался российский фильм «Клинч» в постановке известного актера и театрального режиссера Сергея Пускепалиса, для которого эта работа стала дебютом в кинорежиссуре. Взяв за основу пьесу своего постоянного соавтора и друга Алексея Слаповского, которую он уже ставил в одном из российских театров, Пускепалис не смог преодолеть сценическую условность чересчур умозрительно прописанного конфликта «отцов и детей», и фильм в итоге оставил у критиков впечатление лабораторного опыта. Хотя зрители смотрели фильм хорошо, живо реагировали на все перипетии круто заверченного сюжета, постепенно приобретающего кроваво-фарсовую интонацию и разрешающуюся в финале утешительным хэппи-эндом.

Куда более удачно тему конфликта поколений, распада некогда монолитной семьи решили авторы корейского фильма «Конец зимы». Психологическая тонкость и точность, сдержанная, но эмоционально насыщенная актерская игра, уверенная режиссерская рука 30-летнего дебютанта Ким Де Хуана – все это позволило картине получить приз «Серебряный абрикос». Спецпремии жюри удостоился фильм «Вулкан Иксканул» гватемальского режиссера Хайро Бустаманте. А «Золотой абрикос» достался черно-белому фильму «Объятие змеи», основанному на дневниках первых исследователей колумбийской Амазонии.

Орнелла Мути обещает вернуться в Армению

«Я хотел совершить путешествие в неизвестное. Я устал от западного образа жизни, который превращает людей в виртуальные аватары. Поэтому я отправился в Амазонию, где людям не нужны деньги, чтобы жить, где у каждого есть место, где спать, и тарелка с едой». Так сформулировал свой замысел колумбийский режиссер Сиро Герра. В итоге у него получился редкостно своеобразный, пластически выразительный фильм о том, как гармоничная жизнь сельвы и населяющих ее индейцев рушится под агрессивным напором цивилизации.

В итоге все три награды в Основном конкурсе ушли фильмам из далеких южных стран. Легким утешением для России может служить тот факт, что в параллельном конкурсе «Армянская панорама» приз за короткометражный фильм «Доктор», рассказывающий о чеченской войне, получила молодой российский режиссер Анна Гороян. Армянка по национальности, она родилась и выросла в Грозном, училась во ВГИКе у Александра Прошкина, сейчас живет в Москве. В эти дни Анна завершает работу над сценарием большого полнометражного фильма, который думает снимать в копродукции с Арменией и Францией. И надеется со временем представить готовый фильм на «Золотом абрикосе». Уже в большом конкурсе.